Этот вид рукоделия был очень престижным, им
занимались женщины из знатных семей и монахини.
Традиционно основными материалами для русской
вышивки были речной жемчуг, перламутр, драгоценные
камни, золотые и серебряные нити.
Производство бисера появилось на Руси после принятия
христианства вместе с Византийскими мозаичными
мастерскими. Но нашествия татаро-монгольских
завоевателей, многовековая междоусобица не дали
развиться новому делу.
На протяжении многих веков бисером
русичи называли жемчуг. Даже в русских толковых
словарях 15-17 веков "жемчуг, перлы" обозначены
словом "бисер". В российских реках и морях было очень
много жемчуга,поэтому для отделки одежды он был
излюбленным материалом. Поначалу жемчужным
шитьём украшали княжеские, боярские, церковные
одежды. Но и крестьянская праздничная одежда из более
простых тканей обильно расшивалась мелким, более
дешёвым жемчугом. Применяли жемчуг и при создании
ожерелий, браслетов, перстней, поднизей.Им украшали
ризы икон, церковные книги.
Иностранцы, приезжая на русскую землю, дивились
обилию жемчуга на одеждах. Отмечали, что "есть губернии,
как, например, Нижегородская, в которых каждая крестьянка
носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до
тысячи настоящих жемчужин."
Русские женщины овладели мастерством жемчужного
шитья настолько, что сотворили целую область
самобытного народного искусства, не имея школ,
руководствуясь чутьём, чувством гармонии и красоты...
Начиная с царствования Петра Первого высшее сословие
перестало носить русскую одежду. Сузилась область
применения жемчужного шитья. Дворяне заменили
такое шитьё на отделку самоцветными камнями и стразами.
И заморский бисер, чаще всего из Венеции,
стал наводнять российский рынок. А жемчужный промысел
постепенно пришёл в упадок.
Первые письменные упоминания о цветном стеклянном
бисере относятся к 17 веку, а термин "стеклярус" появился
ещё позже.
Интерес к новому материалу был большим, из него начали
плести разнообразные сетки, нанизывать рясна к головным
уборам, делать серьги и пуговицы, вышивать им одежду
и другие предметы быта.
Обычно орнамент выполнялся бисером, а фоном оставляли
ткань, по которой вышивали, или зашивали фон золотыми и
серебряными нитками.
С 18 века началось увлечение бисерным искусством, которое
охватило все слои общества,а 19 век вошёл в историю как
"золотой век русского бисера". В это время на многих
вышивках бисер являлся самодовлеющим материалом.
Тогда им стали украшать ризы икон, переплёты книг,
шкатулки, кошельки, картины, обивку мебели...
Но к середине 19 века интерес к бисеру снизился, чтобы
снова проявиться на рубеже 19-20 веков.
Изделия из бисера с успехом демонстрировались на
международных выставках.
Появились фирмы, изготавливающие бисер. Но после
революции 1917 года бисерное дело исчезло на долгие
годы...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев