Свод кубикулы Христа среди шести святых в Цеметерий Маюс. 1-я половина IV-го века.
В центре свода мы видим фигуру Доброго Пастыря, Христа, вокруг Него крестообразно расположены четыре композиции, символический смысл трех из них хорошо известен:
1) грехопадение – отпадшие от Бога Адам и Ева изображены как указание на то, что Христос исправляет последствия совершенного ими греха, исцеляет человеческую природу (ее символизирует и обретенная Пастырем заблудшая овца, которую Он несет на Своих плечах). Он воссоединяет человечество с Богом, Он – Новый Адам, родоначальник нового человечества;
2) изведение воды из скалы пророком Моисеем – дар Святого Духа и вечной жизни, источённый Христом;
3) пророк Иона, отдыхающий под сенью тыквы, – Воскресший Христос в Раю.
Эти изображения – рассказ о разных «гранях» Спасения, совершённого Христом: воссоединение с Богом (восстановление); дар Святого Духа (и полноты жизни); дар воскресения и открытие Рая. Деяния Христа... И в этом кругу оказывается душа умершего (или молящаяся Церковь?). И душа, и Церковь – символы иного круга. Понятно, что и Церковь и душа умершего верного спасаются Христом, вовлекаются в круг Спасения, но всё же это не равные образы, которые можно спокойно поставить в один ряд с Деяниями Христа в том же масштабе. Особый диссонанс возникает в такой композиции при прочтении Оранты как души умершего: слишком велик контраст между космическим значением всей композиции и индивидуальной темой спасения конкретной души.
Источник: https://bogoslov.ru/article/6027509 #Бог #СвятаяТроица #Христос #Иисус #СвятойДух #Церковь #религия #христианство #христианин #православие #православные #верующие #христианскиеизображения #изображения #спасение #душа #Тольятти
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев