Праздничные богослужения Рождества дарят нам нечто большее, чем просто евангельское повествование. Они приоткрывают дверь в сокровенные переживания участников тех событий, наполняя знакомую историю живыми чувствами, диалогами и богословской глубиной. Через поэзию песнопений мы слышим голоса Иосифа, Девы Марии и даже волхвов.
Евангелие кратко сообщает, что Иосиф, узнав о беременности Марии, хотел тайно отпустить Её, чтобы не подвергать позору. Но церковные песнопения и предание раскрывают всю драму его внутренней борьбы. В текстах мы слышим его растерянность, боль и даже укор:
«Мария, что это за дело, которое в Тебе вижу? Недоумеваю и ужасаюсь... Вместо чести — срам, вместо радости — скорбь принесла Ты мне».
Его мучает не только личное горе, но и ответственность: как он, взявший Деву из храма, не уберёг Её? Однако за этим смятением скрывается огромная доброта. Согласно древнему преданию, Иосиф размышляет: «Если я утаю Её „грех“, нарушу Закон. А если расскажу — предам невинную на смерть». Он выбирает милосердие, решая отпустить Марию тайно, спасая Её от жестокого закона.
Обретает мир он только после явления Ангела, возвестившего о зачатии от Духа Святого. Но и на пути в Вифлеем сомнения возвращаются. И здесь мы слышим утешительные слова Самой Богородицы, которая говорит ему:
«Отбрось всякий страх, познавая преславное. Бог ради милости нисходит на землю, ныне во чреве Моём... Увидишь Рождённого, как Он благоизволил, и, исполнившись радости, поклонишься Ему как Творцу твоему».
Уже с этой уверенностью Иосиф отвечает на вопросы смущённых родственников, что Мария родит Бога, и даже знает о будущем поклонении волхвов.
Евангелие не упоминает пещеру-вертеп, говоря только о яслях. Но церковное Предание и гимнография сохранили этот важный образ. Пещера — это символ всего мира, погружённого во тьму и неведение, который озаряется рождением Света — Христа. Это место предельной простоты и нищеты, где без всяких удобств рождается Царь Вселенной.
В песнопениях эта нищета преображается. Вертеп называется «красной палатой», а ясли — «огнезрачным престолом». Здесь раскрывается вера и смирение Богородицы, Которая без ропота и страха принимает волю Божью, видя в убогой пещере чертог для Своего Сына.
Одна из самых трогательных тем песнопений — молитвенный диалог Пресвятой Девы с Новорождённым. В нём смешиваются материнская нежность и благоговейный ужас перед тайной:
«Как повью Тебя, Младенца, пеленами? Как буду питать сосцами Тебя, питающего всё?.. Как назову Тебя сыном моим, будучи рабою Твоею?»
Она держит на руках Младенца, но обращается к Нему как к «Богу вышнему, Царю невидимому», удивляясь «безмерной нищете» Того, Кто вместился в малый вертеп и не нарушил Её девства. Этот диалог показывает всю непостижимость Боговоплощения: вечный Бог становится зависимым младенцем в руках Своей творения.
Волхвы в песнопениях — не безликие фигуры. Богородица обращается к ним, удивляясь их дальнему пути и мудрости, с которой они нашли «Странника свыше». А Младенцу Она говорит: «Вот цари принесли Тебе дары... и стоят у дверей». Здесь же звучит удивительное сравнение: Новорождённый на руках Марии называется «древнее Адама», подчёркивая Его предвечное Божество.
Потрясены и сами волхвы, увидев не царские палаты, а крайнюю нищету: «Что беднее вертепа? Что смиреннее пелен?» Но именно в этой нищете просияло богатство Божества.
История бегства в Египет также получает в предании и песнопениях яркое развитие. Господь в утешение Матери говорит, что идёт в Египет не как беглец, а как Победитель, чтобы низложить идолов и судить врагов. Древние сказания описывают, как при входе Святого Семейства в языческий храм все идолы пали, и даже местный правитель, видя это, поклонился Младенцу как истинному Богу.
Церковные песнопения и предание — это бесценный источник, который оживляет евангельскую историю. Они наполняют её психологической глубиной, богословским смыслом и лирической красотой, позволяя нам не просто знать о событиях Рождества, но сердцем сопереживать им и удивляться безмерной любви Бога, сокрывшего Свою славу в вертепе и на руках Пречистой Матери.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев