Илья Ильич Мечников – биолог, патолог, оптимист
Выдающийся русский ученый Илья Мечников родился в офицерской семье и связан своим происхождением с семейством молдавских бояр. Мать способствовала образованию детей и сделала все, чтобы сын увлекся наукой. Любовь к природе и интерес к естественным наукам формировались также под влиянием студента-медика, домашнего учителя старшего брата.
В 11 лет Мечников поступил сразу во 2-й класс харьковской гимназии, во время обучения посещал лекции по сравнительной анатомии и физиологии в Харьковском университете. Окончив гимназию с золотой медалью, он отправился учиться в Германию, но обескураженный холодным приемом со стороны русских студентов и квартирных хозяев, сразу же вернулся в Россию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета.
Четырехлетний университетский курс Мечников прошел за два года. К этому времени 19-летний кандидат наук под влиянием трудов Дарвина определил своей научной целью поиски промежуточных форм между различными группами беспозвоночных. Илья Ильич Мечников работал за границей в самых разных лабораториях, познакомился с крупнейшими учеными и продолжал свои исследования на морских животных. Эти исследования, подчиненные главной идее – доказательству единства происхождения всех групп животных, – положили начало эволюционной эмбриологии.
Ко времени возвращения в Россию Мечников получил важные результаты. Опыты выявили общие черты в развитии позвоночных и беспозвоночных животных на стадии зародыша. Примерно в то же время было сделано еще одно важнейшее открытие. Изучая ресничных червей планарий, Илья Мечников впервые обнаружил феномен внутриклеточного пищеварения. За это вместе с ученым О. Ковалевским он получил премию имени К. Бэра, присуждаемую Академией наук за работы по эмбрилогии. Вскоре Мечникова приглашают в Новороссийский университет в Одессе.
Взаимоотношения с коллегами и университетским начальством, а также с радикально настроенным студенчеством стоили Мечникову большого нервного напряжения. Это был сложный период в жизни ученого: от туберкулеза умерла его первая жена. Отличавшийся болезненной впечатлительностью, Мечников настолько тяжело переживал это событие, что пытался покончить с собой.
Проработав в университете 12 лет, Илья Ильич вынужден был покинуть его и уехать из Российской империи.
Именно там, в итальянской Мессине он совершил свое наиболее известное открытие.
Однажды, когда Мечников наблюдал под микроскопом за подвижными клетками (амебоцитами) личинки морской звезды, ему пришла в голову мысль, что эти клетки, захватывающие и переваривающие органические частицы, не только участвуют в пищеварении, но и выполняют в организме защитную функцию. Это предположение Мечников подтвердил простым и убедительным экспериментом. Введя в тело прозрачной личинки шип розы, он через некоторое время увидел, что амебоциты скопились вокруг занозы. Клетки, которые либо поглощали, либо обволакивали инородные тела («вредных деятелей»), попавшие в организм, Мечников назвал фагоцитами, а само явление – фагоцитозом. Последующие 25 лет жизни он посвятил развитию фагоцитарной теории иммунитета. Для этого он обратился к изучению воспалительных процессов, инфекционных заболеваний и их возбудителей – патогенных микроорганизмов. Благодаря этим исследованиям понимание природы инфекционных заболеваний изменилось, а их лечение продвинулось далеко вперед.
Однако произошло это не сразу. До конца жизни Мечников отстаивал свою позицию в полемике с учеными – приверженцами теории Геккеля. Тот считал, что прародителем живых организмов была гастрея – гипотетическое полое существо. Раз за разом Илья Мечников доказывал правоту своими экспериментами, и раз за разом ему не верили.
Спустя недолгое время заведования бактериологической станцией в Одессе, Мечников по приглашению Л. Пастера переехал в Париж, организовал в его институте лабораторию и остался там навсегда.
28-летнее пребывание в Пастеровском институте было для Ильи Ильича периодом плодотворной работы и общего признания. Он был избран членом многих академий и научных сообществ, в том числе почетным членом Петербургской АН, а в 1908 г., совместно с П. Эрлихом, получил Нобелевскую премию за работы по иммунитету.
Уделяя главное внимание вопросам патологии, Мечников создал в этот период цикл работ, посвященных микробиологии и эпидемиологии холеры, чумы, брюшного тифа, туберкулеза.
В последние годы научной деятельности Мечников пытался с позиций биолога и патолога создать «теорию ортобиоза, то есть правильной жизни». Считая, что старость и смерть наступают у человека преждевременно, он особую роль отводил микробам кишечной флоры, отравляющим организм своими токсинами. Режимом питания, гигиеническими средствами старость, как полагал ученый, можно лечить, как и всякую болезнь. Илья Мечников верил, что с помощью науки и культуры человек в состоянии преодолеть противоречия человеческой природы, подготовить себе счастливое существование и бесстрашный конец.
К сожалению, оптимизм и рационализм, которые проповедовал ученый, не спасли его от ухудшения здоровья и смерти.
Переживания, связанные с началом Первой мировой войны, тяжело повлияли на Мечникова, ослабили его здоровье. Он умер от болезни сердца в 71 год.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев