Можно ли говорить о том, что веские поводы для размышления дала только компания Самсунг? Конечно же нет. С проблемой выбора, а точнее его отсутствия, все чаще сталкивают пользователя и другие производители, обязывая человека либо согласиться с текущей ситуацией (возможностью делиться личной информацией), либо ограничиться лишь мизерной частью “умного” функционала.
В качестве примера можно привести политику конфиденциальности другого южнокорейского гиганта – компании LG. Здесь в качестве идеального примера можно привести случай с британским гражданином, предметно обсуждавшийся на технофоруме Techdirt. Приобрел умный телевизор LG наш герой еще несколько лет назад. Обновив системный софт в автоматическом режиме в очередной раз пользователь увидел на экране текстовое уведомление, предлагающее согласиться с некоторыми новыми условиями/правилами использования устройства. И в одном из фрагментов текста значилось, что LG оставляет за собой право собирать и делиться с третьими лицами информацией о контенте, просматриваемом на телевизоре этой модели, как и любой другой информацией, которую удастся получить при помощи данного устройства. В случае отказа пользователь лишается права и возможности установки и использования любых приложений, исполняемых на телевизоре или обращающихся к Сети (включая Skype и ему подобные). «Я также понимаю и соглашаюсь — отмечается в тексте соглашения от имени пользователя, что компания LG может обмениваться Информацией голосовых служб с третьими сторонами, в том числе с провайдерами аналитических функций для распознания голоса», при этом оговаривая в разделе «Голосовая информация» следующую любопытную подробность "… мы снимаем с себя всякую ответственность за разглашение персональных данных по причине ошибок в трансляции или несанкционированных и противоправных действий третьих лиц".
Тут мы подходим к основному вопросу: а зачем, собственно, вообще производителям собирать столь полную информацию о своих потребителях? Как уверяют в Samsung: «Во всех наших смарт-ТВ мы придерживаемся промышленных стандартов обеспечения мер безопасности и практик, включающих шифрование данных, для предотвращения несанкционированного сбора или использования персональной информации». В своем блоге представители компании прокомментировали вышеупомянутую статью-претензию Шейна Харриса в The Daily Beas следующим образом: "… современные модели ТВ располагают двумя микрофонами: один встроен непосредственно в телевизор, другой — в пульт дистанционного управления. Первый микрофон реагирует на простые голосовые команды (такие как переключение канала или регулировка громкости), которые не сохраняются и не пересылаются «наружу». Второму микрофону, встроенному в пульт ДУ, доступ к Интернету необходим для обработки сложных и нестандатрных запросов. Например, когда пользователь хочет что-то найти в Сети, произнесенная им фраза отправляется на дистанционный сервер, где преобразуется из речи в текст (в настоящее время используется технология Nuance Communications). Это взаимодействие устроено так же, как большинство служб распознавания голоса, доступных на других продуктах, включая смартфоны и планшеты".
Остается тешить себя надеждой, что информация, собираемая компаниями — производителями действительно принципиально важна для улучшения качества обслуживания или, по большей степени, собирается с целью получения возможности оптимизации потоков рекламы, воспринимаемой пользователем не слишком негативно. Поскольку трансляция навязчивых рекламных роликов увы, превратилась в неизбежный факт, с этой точки зрения, с большой натяжкой, такой шаг можно рассматривать как движение навстречу потребителю. Можно было бы, если бы не ультимативная форма соглашения, в которой последнему, фактически, не оставляют права выбора.
Как быть, если продукт приобретен несколько лет назад и никакой возможности вернуть его производителю в случае отказа просто нет? Можно смириться с происходящим и оставить все как есть, но тут нужно понимать, что какая-нибудь фотография, сделанная встроенной камерой в один прекрасный момент может оказаться в распоряжении не слишком чистоплотных аналитиков или рекламщиков. Предъявление претензий в суде, где в качестве ответчика выступает транснациональный гигант или в равной степени его представитель, для абсолютного большинства пользователей оказывается проблемным, и не факт, что даже в случае рассмотрения дела и несения истцом внушительных издержек результат окажется гарантированно положительным. И это определенно беспокоит.
Из всего сказанного следует простой вывод: отследить какие именно данные о нас собирают наши новые “умные” друзья, и как впоследствии они используются, уже сейчас достаточно сложно, а во многих случаях просто невозможно. И здесь в качестве примеров уже сегодня можно привести не только смарт-телевизоры, но и умные часы, фитнес-браслеты, Xbox, службы Nest, Siri, Amazon Echo, бортовые автомобильные компьютеры и прочие. А вот можно и стоит ли верить производителям, заверяющим потребителей о том, что сбор информации ведется исключительно с целью улучшения качества обслуживания последнего? На этот вопрос каждый из нас пусть ответит для себя сам.
Нет комментариев