X и Y — не только оси координат на графике, но и названия поколений. В 1991 году возникла теория о том, что у людей, родившихся в один промежуток времени и выросших в аналогичных условиях, формируются одинаковые ценности.
Поколение X родилось в 1963–1983 гг., на их юность пришлись перестройка, войны в Афганистане и Чечне, глобализация. Когда они вступали в самостоятельную жизнь, в стране всё вокруг буквально разваливалось. «Иксы» не надеялись на помощь и принимали новые реалии как вызов себе. Одна из ценностей поколения X — стабильность и уверенность в будущем. «Иксы» независимы и самостоятельны.
Поэтому люди поколения X жильё и машину чаще берут в собственность, покупают капитальный гараж. «Рассчитывай на себя, много работай, расти по карьерной лестнице» — их примерный девиз.
Как же отличаются от них миллениалы, или поколение Y (1983-2003 г.р.)! Ценности «игреков» формировались во время распада СССР, появления мобильной связи, интернета и соцсетей. Цифровые технологии зашиты у них под кожей. Они активны, трудолюбивы. Среди приоритетов «игреков» значатся свобода, равновесие работы и личной жизни, самореализация и большой доход.
Миллениалы доверяют технологиям и активно используют все возможности цифровой индустрии. Товары покупают по отзывам знакомых или на сайтах. В поисках выгодных условий страховки или кредита «игреки» не станут искать по сотням страниц сайтов или (о, ужас!) ходить по банкам. Слишком ценят своё время. Им легче воспользоваться сервисом поиска финансовых продуктов, типа «Сравни.ру», и за несколько минут узнать кредитный рейтинг, подать заявку и получить решение о выдаче кредита, не выходя из дома. Естественно, все действия миллениалы делают через мобильные приложения в телефоне — микровселенной «игрека». «Икс» будет долго собирать средства на цель, за это время «игрек» уже возьмёт кредит и расплатится за него — он желает «всё и сразу».
Миллениалы со школьной скамьи привыкли к командной работе. Соцсети играют ключевую роль в их жизни. Логично, что именно они стали фанатами «шеринга» — совместного пользования, когда люди отрекаются от благ в собственности. Это избавляет от ответственности и лишних затрат, при этом можно пользоваться достижениями цивилизации. Каршеринг, байкшеринг, «авто по подписке», секонд-хенды и другие сервисы мегапопулярны именно у поколения Y.
Постоянный вопрос отцов и детей продолжается в теории поколений. Поколение X (родители поколения Y) заметно отличаются в ценностных ориентирах от своих детей. И нам кажется, что это здорово — быть разными и ценить друг друга за это.
Как считаете, теория поколений как-то помогает в реальной жизни?
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев