Рособрнадзор представил обновленный перечень экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена в отношении граждан, претендующих на получение аттестации экспертов, привлекаемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора). Перечень начинает действовать уже с 1 июля.
Экзамен направлен на проверку знаний кандидатов в области законодательства в сфере образования, нормативно-правовых актов, требований лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности, а также методов и процедур проведения экспертизы.
Экзамен состоит из трех типов заданий: вопросы с открытым ответом, анализ документов или ситуаций, и вопросы с выбором одного или нескольких вариантов ответа. В устной части также предусмотрены вопросы, касающиеся основополагающих понятий системы образования, прав обучающихся, особенностей реализации образовательных программ и других аспектов.
Первый тип заданий предполагает развернутые ответы на вопросы, связанные с оценкой соблюдения обязательных требований законодательства в различных аспектах образовательной деятельности. Например, эксперты должны знать, какие документы необходимы для оценки соответствия требованиям по организации практической подготовки обучающихся, реализации образовательных программ с использованием сетевой формы, наличию педагогических работников с соответствующей квалификацией, обеспечению воспитания обучающихся, соблюдению стандартов материально-технического обеспечения и другим направлениям.
Второй тип заданий направлен на анализ конкретных ситуаций или документов. Примеры включают случаи отказа в предоставлении академического отпуска, неправильное формирование учебного плана, нарушение порядка выдачи документов об образовании, недостоверную информацию на сайте образовательной организации и другие. Кандидатам необходимо оценить соответствие действий организаций требованиям законодательства и обосновать свою позицию ссылками на конкретные нормативные акты.
Третий тип заданий предусматривает выбор правильного(ых) варианта(ов) из нескольких предложенных. Тематика вопросов охватывает нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере образования, действия экспертов при проведении контрольных мероприятий, способы фиксации доказательств нарушений, особенности реализации образовательных программ, аккредитационные показатели, структуру и содержание учебных планов, сроки и условия размещения информации на официальных сайтах образовательных организаций и другие аспекты.
Устная часть экзамена включает вопросы по базовым понятиям системы образования: виды документов об обучении, образовании и квалификации, договор об образовании, меры дисциплинарной ответственности, лицензионные требования, отличия между программами повышения квалификации и профессиональной переподготовки, организация практической подготовки студентов, особенности реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий, порядок перевода обучающихся, сроки получения образования и другие важные темы.
Общий характер вопросов свидетельствует о том, что квалификационный экзамен предназначен для проверки как теоретических знаний кандидатов в области законодательства в сфере образования, так и их практических навыков в анализе документов, ситуаций и применения нормативных актов при проведении экспертизы. Особое внимание уделяется соблюдению обязательных требований в ходе государственного контроля (надзора), что подчеркивает важность роли экспертов в обеспечении качества и законности в сфере образования.
В перечне указаны нормативные правовые акты, которыми должны руководствоваться эксперты: Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства РФ № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности», постановление Правительства РФ № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», а также приказы и положения Минпросвещения и Минобрнауки России.
Нет комментариев