Член ЦИК СССР 7-го созыва, депутат Верховного Совета СССР 1—2-го созывов. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) (1934—1937), член ЦК ВКП(б) (1937—1953), член Оргбюро ЦК ВКП(б) (1938—1952). Доктор экономических наук (1935).
Один из организаторов массовых репрессий в РККА.
Участие в Великой Отечественной войне
С 4 по 12 июля 1941 года член Военного совета Западного фронта. С 10 июля 1941 года — заместитель народного комиссара обороны СССР.
По приказу Мехлиса командир артиллерии 34-й армии Северо-Западного фронта генерал-майор артиллерии В. С. Гончаров был расстрелян 11 сентября 1941 года во внесудебном порядке перед строем штаба армии за невыполнение приказа командования фронта и непринятие мер для спасения материальной части.
В 1942 году был представителем Ставки Верховного Главнокомандования на Крымском фронте.
О том, как работал Л. З. Мехлис на Крымском фронте, говорят его телеграммы в Ставку. Через два дня после прибытия Л. З. Мехлис отправил И. В. Сталину телеграмму следующего содержания:
Прилетели в Керчь 20.01.42 г. Застали самую неприглядную картину организации управления войсками… Комфронта Козлов не знает положения частей на фронте, их состояния, а также группировки противника. Ни по одной дивизии нет данных о численном составе людей, наличии артиллерии и минометов. Козлов оставляет впечатление растерявшегося и неуверенного в своих действиях командира. Никто из руководящих работников фронта с момента занятия Керченского полуострова в войсках не был…
Именно Л. З. Мехлис практически сразу после прибытия поставил перед Ставкой вопрос о выделении фронта из Кавказского в самостоятельный Крымский. Более того, поставил вопрос о переносе управления войсками Крымского фронта на Керченский полуостров: штаб Кавказского фронта находился в Тбилиси и из-за столь серьезного удаления от мест боев просто не успевал оперативно реагировать на быстро изменяющуюся обстановку. Одновременно Мехлис немедленно затребовал пополнение в живой силе (три стрелковые дивизии), стал требовать срочного наведения порядка в артиллерии, ПВО, в тыловом обеспечении. В приказе № 12 от 23 января 1942 года так и говорилось:
Командованию армий, дивизий, полков учесть опыт боев 15—18.01.42 г., немедленно навести порядок в частях… Полковую артиллерию и артиллерию ПТО иметь в боевых порядках пехоты…
Паникеров и дезертиров расстреливать на месте как предателей. Уличенных в умышленном ранении самострелов-леворучников расстреливать перед строем.
В трехдневный срок навести полный порядок в тылах…
Мехлис во время пребывания на посту представителя Ставки занимался тем, что писал довольно критичные доклады на старших офицеров. Например, вот как он отзывался о командующем 44-й армией генерале Черняке:
Черняк. Безграмотный человек, неспособный руководить армией. Его начштаба Рождественский — мальчишка, а не организатор войск. Можно диву даваться, чья рука представила Черняка к званию генерал-лейтенанта.
Пытался через Ставку заменить командующего Крымским фронтом Козлова на Рокоссовского или Клыкова.
В телеграмме от 9 мая 1942 года Сталин указывал Мехлису на необходимость принять все меры к организации отпора:
Вы держитесь странной позиции постороннего наблюдателя, не отвечающего за дела Крымфронта. Эта позиция очень удобна, но она насквозь гнилая. На Крымском фронте Вы — не посторонний наблюдатель, а ответственный представитель Ставки, отвечающий за все успехи и неуспехи фронта и обязанный исправлять на месте ошибки командования. Вы вместе с командованием отвечаете за то, что левый фланг фронта оказался из рук вон слабым. Если «вся обстановка показывала, что с утра противник будет наступать», а Вы не приняли всех мер к организации отпора, ограничившись пассивной критикой, то тем хуже для Вас. Значит, Вы еще не поняли, что Вы посланы на Крымфронт не в качестве Госконтроля, а как ответственный представитель Ставки.
Вы требуете, чтобы мы заменили Козлова кем-либо вроде Гинденбурга. Но Вы не можете не знать, что у нас нет в резерве гинденбургов. Дела у вас в Крыму несложные, и Вы могли бы сами справиться с ними. Если бы Вы использовали штурмовую авиацию не на побочные дела, а против танков и живой силы противника, противник не прорвал бы фронта и танки не прошли бы. Не нужно быть Гинденбургом, чтобы понять эту простую вещь, сидя два месяца на Крымфронте.
Однако боевой порядок фронта не был перестроен из наступательного в оборонительный; результатом этого стала Керченская катастрофа 1942 года. 19 мая 1942 года Крымский фронт был расформирован, а его войска переданы Северо-Кавказскому фронту.
По итогам его деятельности на Крымском фронте Директивой Ставки № 155452 от 4 июня 1942 года Мехлис был снижен в звании на две ступени до корпусного комиссара и снят с поста заместителя наркома обороны и начальника Главполитупра.
После разоблачения заговора Тухачевского Мехлис участвовал в разгроме армейских кадров. Основное внимание он уделил армейским политработникам. Например, 28 июля 1937 в Хабаровске Мехлис уволил 215 политработников, большинство из них арестовали. Днём раньше он дал «сигнал» на генерала Лукина. По его же инициативе репрессированы Ковтюх, Амелин, Осепян, Коханский и другие высокопоставленные офицеры РККА.
По итогам работы ликвидированы 3 из 5 советских маршалов, 13 из 15 командующих армиями, 57 из 85 командующих корпусами и 110 из 195 командиров дивизий. Эти зачистки напрямую связаны с трудностями и провалами первых лет войны.
Мехлис — Сталину: «Я уволил 215 политработников, большинство из них арестованы. Однако чистку… я ещё не закончил», — сообщил из Владивостока по телеграфу, демонстрируя служебное рвение.
Мехлис — Сталину: «Я уволил 215 политработников, большинство из них арестованы. Однако чистку… я ещё не закончил», — сообщил из Владивостока по телеграфу, демонстрируя служебное рвение.
Сталин постепенно отодвинет Мехлиса от армейских дел (оставив, впрочем, вопросы пропаганды) и поручит ему надзор в хозяйственной сфере. В 1940 Мехлис стал наркомом Госконтроля СССР. На этой должности Мехлис с фанатизмом раскрывал хозяйственные преступления и добивался смертных казней за халатность. В Саратове за слив нефти в Волгу казнены управляющий Саратовской конторой «Главнефть» Браткин, директор нефтеперерабатывающего завода Богданов и даже профессор Саратовского университета Орлов. В Ленинграде за систематические аварии с увечьями рабочих в «Ленэнерго» расстреляли 10 руководителей предприятия. В Минске за засорение муки казнили руководителей предприятия «Заготзерно». В селе Таборы Свердловской области за казнокрадство, приписки и присвоение продуктов казнили 5 человек.
Впрочем, Сталин быстро простил старого соратника и уже в ближайшее время Мехлис восстановил право действовать и высказываться по собственному усмотрению. В 1944 активно выступал за депортацию чеченцев и ингушей, утверждая, что «пора сделать Кавказ русским».
С 1946 по 1950 год Мехлис занимал пост министра госконтроля СССР. Пик его карьеры уже прошёл в 30-е годы, и теперь он будет только терять влияние. В 1950 Мехлис, вытесняемый Маленковым, подал в отставку со всех постов. В феврале 1953 года он скоропостижно скончается при невыясненных обстоятельствах. Берия поручит проверить обстоятельства его смерти, но это так не будет сделано. Со смертью Сталина развернётся внутренняя борьба.
Похороны Мехлиса прошли пышно — он остался уважаемым и почётным партийцем, награждённым 4 орденами Ленина, 2 орденами Красного знамени и ещё несколькими орденами и медалями. Улица во Владивостоке до сих пор носит его имя.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев