Николаевские темпы развития обезпечили бы сокращения этого отставания, чего не смогли обезпечить советские темпы развития.
Явный успех развития железнодорожной сети до революции побудил недоброжелателей сочинить целый ряд мифов о том, что якобы сравнивать показатели нельзя, потому что:
1) до революции строились одноколейные, а после - многоколейные дороги.
2) "Считать паровозы" нельзя, потому что после революции использовали тепловозы.
3) И вообще, все успехи обезцениваются тем, что российская дорожная сеть была намного беднее паровозами, чем страны Европы.
Посмотрим на фактические данные:
Процент многоколейных дорог в Российской Империи / СССР и в США
Россия: 1895 г. - 21,3%; 1913 г. - 27% (прирост 5,7%); 1940 г. - 30% (прирост 3%)
США: 1895 г. - 5%; 1913 г. - 12%; 1940 г. - 14%
Видим, что в Империи и в СССР процент многоколейных дорог был примерно одинаков, хотя в целом дорог при Николае II строилось больше.
Доля паровозов среди всех локомотивов в Российской Империи / СССР и в США
Россия: 1913 г. - 100%; 1940 г. - 97,8%
США: 1913 г. - 100%; 1940 г. - 97%
Так что "считать паровозы" в качестве метода сравнения железнодорожной сети уместно - именно паровозами был представлен практически весь парк локомотивов России и мира и в 1913, и в 1940 году. По насыщенности русских дорог подвижным составом корректно сравнить её с сетью дорог США. В отличие от стран Европы, и в России, и в США встречаются дальние расстояния. В Европе таких расстояний нет.
Насыщенность дорог паровозами в Российской Империи / СССР и в США (паровозов на 1 000 км)
Россия: 1895 г. - 205,9; 1916 г. - 281,1; 1940 г. - 245
США: 1895 г. - 121,8; 1916 г. - 159; 1940 г. - 123,6
Как видно из данной таблицы, с насыщенностью дорог паровозами в Империи всё было в порядке.
Кроме железнодорожной сети, в Российской Империи интенсивно развивался речной транспорт, что сказывается на резком увеличении грузооборота. Наблюдается более интенсивная динамика, чем в СССР:
Грузооборот речной транспортной системы в Российской Империи и в СССР:
1894-1913 гг. - рост в 3 раза
1913-1940 гг. - рост в 2 раза.
Развитие речных путей до революции предполагало масштабные гидротехнические работы: реконструкцию Мариинской водной системы, создание Северо-Донецкой шлюзовой системы, углубление рек Малороссии; разрабатывались проект создания Трансуральского канала и другие амбициозные проекты. Кроме того, совершенствовались транспортные средства. В 1903 году Россия создала первый в мире теплоход и освоила его массовое производство".
(источник: Борисюк А.А. История России, которую приказали забыть. Николай II и Его время. - М. : Вече, 2018. - С. 25-27)
#Царь_Россия_Навсегда #Союз_Ревнителей_Памяти_Императора_Николая_II #Великая_Империя #Царь_Мученик #Достижения
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев