Предки Оздемира были выходцами из Шуани, потом они переехали в Акбулат-Юрт, откуда переселились в Азамат-Юрт, затем в Герменчук, где долго жили, откуда Оздемир с братьями перебрался в Цацан-Юрт. Вернее, он, к тому времени уже наиб, пятисотенный командир, явился основателем этого села.В те годы по окрестным лесам были разбросаны небольшие хутора, которые становились легкой добычей для российских карательных отрядов. Так были сожжены Умахан-Юрт, Сайд-Юрт, Агишбатой-Котар…Имам Шамиль велел Оздемиру укрупнить хутора и основать одно большое село. Выбор пал на то место, где сегодня и располагается Цацан-Юрт, и с корона берегах реки Хулхулау возникло новое село. Кстати, эта река явилась одним из главных факторов в выборе места для нового поселения.Оздемир включился в национально-освободительную борьбу и возглавил отряды горцев, сражавшихся против царских войск, уже в середине 30-х годов XIX века, то есть еще до провозглашения Шамиля имамом Чечни. Об этом свидетельствует и известный писатель Абузар Айдамиров в своей «Хронологии Чечено-Ингушетии». Вот выдержка из нее: «1837 г., февраль – по приглашению чеченских предводителей Ташав-Хаджи, Уди-Муллы, Домбая, Умахана и Оздемира имам Шамиль с отрядом дагестанцев прибыл в Чечню». В эти годы его имя не раз попадает в военные сводки российских властей на Кавказе. В начале1840 г. Шамиль назначил его начальником пятисот воинов, помощником наиба Шуаипа. Вскоре он стал наибом, проявил себя храбрым и умным командироми внес большой вклад в дело сплочения чеченских обществ. Как отмечаетсяв документах, весной 1840 года под руководством Шамиля и его соратников Шуаипа, Джавадхана, Ташав-Хаджи, Ахверди Магома, Оздемира произошло массовое присоединение к Шамилю предгорных и равнинных чеченских обществ, в том числе Ичкерии, Ауха, Салатавии.Оздемир со своим отрядом совершает нападение на Кавказскую линию,участвует в обороне чеченских сел, в мае 1840 года совершает набег на владения лояльных российской администрации кумыкских князей. В том же 1840 году он назначается пятисотенным командиром.Абу-Солт, сын Герим-Солта, рассказал Илес-Хаджи Мусаеву следующую историю. Как-то совметно с Ахмадом Автуринским и Исмайлин Дудой Оздемир совершил нападение на почтовую колонну, которая три раза в месяц отправлялась из Кизляра в Астрахань. С ними был некий кумык из Брагунов,который знал время и маршрут почты. Разделившись на три группы по 7-8человек, они устроили засаду в камышах. Процессия появилась на третий день. Ахмад Автуринский и Исмайлин Дуда пропустили колонну, чтобы закрыть ей пути к отступлению. Как только колонна поравнялась с ним,Оздемир бросился вперед. В коротком, но ожесточенном бою ценный груз –важная корреспонденция и деньги – был отбит. Позже товарищи подшучивали над Оздемиром: «Ты бросился на почту так стремительно, словно она везла молодую невесту». А вот какую историю поведал Абдулвахид Шоипов, потомок мудира горского имамата Шоипа Центороевского:«Три года активного противостояния горцев и русской армии на Востоке Кавказа создали серьезную проблему, решение которой нельзя было более откладывать. Еще до экспедиции на Чемульгу и крепость Назрань (то есть на рубеже 30-40-х годов XIX века. – С.М.) в плену у русских находились горцы,активные сторонники имамата, а то и родственники наибов имама Шамиля. Помимо чеченцев, в заключении, в заложниках в Моздоке находились кабардинцы, осетины и ингуши. Имам поручил своему мудиру ШоипуЦентороевскому подготовить и провести операцию по освобождению пленных. Это должна была быть акция, демонстрирующая силу и возможности имама .С осени 1840 года начались мероприятия по подготовке нападения на Моздок.Руководителю диверсионно-разведывательной группы, наибу из Довта-МартаГ1езин Эзе, было поручено провести разведывательную работу в течение короткого времени и подготовить предложение.За четыре месяца операция по нападению на Моздок была подготовлена. В рамках этой операции, в начале 1841 года, в Ломаз-Юрт прибыли наибы имама,находящиеся в подчинении мудира Шоипа, Оздемир из Цацан-Юрта (из родашуаной) и Эза из Довта-Марта (из рода чинхой). Отважные чермоевцы из Ломаз-Юрта всегда готовы были к любому действию против русских войск. Была достигнута договоренность о поддержке и участии части горцев в нападении на Моздок. Также была достигнута договоренность с жителями кабардинского села князя Алхазова о поддержке нападения на Моздок.Согласно плану Шоипа, наиб Оздемир вместе с сотней горцев выдвигался в район села Ломаз-Юрт и вместе с людьми чермоевцев (около ста человек)обеспечивали отход из Моздока. Шоип, вместе с сороками своими и двадцатью чеченцами Эзы, проник в Кабарду и гостил у князей Анзоровых. Он при поддержке более сотни кабардинцев из Уруха должен был проникнуть к Моздоку со стороны Кабарды. Урухские кабардинцы из рода князей Анзоровых давно предлагали эту операцию: в моздокском заточении были их люди. Г1езинЭза с тремя горцами за несколько дней до начала операции находился недалекоот Моздока, на хуторе Тускаева у братьев Тургиевых, у своих кунаков, осетин-мусульман, он должен бьл сообщить о готовности проведения операции.Располагая точными данными объектов своего нападения, операция была проведена молниеносно. Цель была достигнута. Кабардинцы должны были отойти по известным им путям, а местные осетины – раствориться среди населения в вокруг лежащих хуторах. Чеченцы должны были пробиваться,и они отвлекали на себя основное внимание. Ситуация усугублялась тем,что вокруг Моздока лежали военизированные станицы и хутора: Луковская,Екатеринодарская, Черноярское, Ново-Осетинское, Елбаево и т.д., и на сбор казаков хватало и полу часа.В условный час по пограничным укреплениям казаков ударил наиб из Цацан-Юрта Оздемир. Удар был внезапным, бой завязался жестокий, но казаки были сломлены, и коридор для горцев, освободивших пленных из Моздока и набравших трофеи, был открыт. В этот день казаки понесли большие потери, отражая нападение Оздемира, погибла почти вся осетинская казачья сотня. Оздемир из Цацан-Юрта еще раз показал, что не зря получил из рук имама Шамиля саблю «Терс маймал тур». Русские насчитали более трехсот убитыми.Необходимо отметить, что в 1903 году в память об этом событии 3-го марта1841 года в Моздоке был сооружен памятник, на котором были записаны имена убитых казаков и осетин.В этой операции было освобождено много кабардинцев, ингушей, осетин,несколько дагестанцев и 18 чеченцев, в их числе родной брат наиба Г1езин Эзы – Г1езин Маьхьта, который находился в заложниках более года. Также был освобожден двоюродный брат будущего мудира имамата Мохамад-МирзыАнзорова – он станет мудиром в 1847 году.Это была хорошо продуманная и глубоко законспирированная операция Шоипа. В бою, впервые со времен шейха Мансура, приняли активное участии горцы Западного Кавказа в борьбе против российского агрессора. Это у Шоипа впервые появилось подразделение, занимающееся диверсионно-разведывательной работой глубоко в тылу врага, и работу эту возглавлялего двоюродный племянник, Г1езин Эза из Довта-Марта. Это он, Шоип из Центороя, мудир имама Шамиля, применил тактику задолго до боя засылатьгорцев в тыл врага для перелома боя внезапностью удара с тыла. Это рядомс ним всегда находился наиб Оздемир из Цацан-Юрта, который без страха сокрушал все на своем пути. И эту мудрость организатора и удаль воина онвпитал в себя еще с детства в Центарое, у себя дома, в Шуани, у брата матери Уди-Муллы, в Довта-Марте – у тети, сестры Мохамад-Хаджи Умидат, которая была женой Г1убин Хьозы».В уже отмеченной нами «Хронологии истории Чечено-Ингушетии»А. Айдамирова дата 30 апреля 1842 года отмечена следующей записью:«Предательское убийство беглым жителем Эндре-аула Чагаем Акаевым наиба,пятисотенного командира Оздемира Цацан-Юртовского». Причина убийства неизвестна.Юнус Дадаев в своей книге «Наибы и мудиры Шамиля» приводит две версии убийства Оздемира. Первая версия: Чагай Акаев был подкуплен царскими властями. В это нетрудно поверить, ведь царская администрация нередко убирала пользовавшихся авторитетом среди горцев вождей руками своих агентов. Согласно второй версии, Оздемир пал жертвой мести. В 1840 году, согласно уже цитированной «Хронологии истории Чечено-Ингушетии»А. Айдамирова, отряд чеченцев во главе с Оздемиром совершил набег на владения лояльных царским властями кумыкских князей, в которые входил и Эндре-аул, выходцем из которого был Чагай Акаев. В руки царских властей попали и награды горского имамата, врученные Оздемиру. В настоящее время они, по информации Илес-хаджи Мусаева, хранятся в Эрмитаже. Далее Ю.Дадаев пишет: «В рапорте генерал-адъютанта П.Х. Граббе управляющему военным министерством Клейнмихелю от 14 мая 1842 года отмечалось, что«во время смут в кумыкских владениях, когда Кази-мулла возмущал покорных нам горцев Андреевской деревни (сел. Эндирей нынешнего Хасавюртовского района РД) житель Чагай Акаев бежал в Чечню и поселился на р. Мичик в деревне Карасу. Этот абрек более 10 лет жил в Чечне и в последнее время находился в тесной связи с одним из храбрейших и известнейших чеченских наездников по имени Оздемир, который пользовался доверенностью Шамиляи сделан был им начальником пятисот человек. Недели две тому назад Чагай Акаев убил сказанного Оздемира, бежал с семейством из Чечни и прибыл в дер. Аксай. Причины, побудившие его к убийству этому, неизвестны; он сам говорил, что хотел тем сделать полезное для нас дело и желал возвратиться на родину. При убийстве Оздемира он снял с него данные им Шамилем знаки отличия».Как было совершено убийство, документы не сообщают. В ходе полевой экспедиции 1993 года в Чечню автор (Ю. Дадаев – ред.) услышал версию от старожилов-чеченцев о том, что Оздемир был отравлен ядом одним лазутчиком предателем-чеченцем, посланным царским генералом П.Х. Граббе. По другой версии, Чагай Акаев был его близким другом и убил храбреца, когда тот спал после тяжелого похода.Установить точно, как погиб отважный Оздемир, пока не удалось, думается, что со временем можно обнаружить и документы. Ведь в личных коллекциях дагестанцев и чеченцев есть еще сотни непереведенных и неопубликованных документов на арабском, дагестанских и чеченском языках. О том, что Оздемир был настоящий герой, говорит и тот факт, что он был одним из первых, кто был награжден орденами, только что учрежденными Шамилем.На ордене, которым был награжден Оздемир, была следующая надпись:«Нет Оздемира храбрее, нет сабли его острее».Второй знак, обозначающий звание того лица, которому он дан, с надписью: «Нет силы без помощи Божьей. Начальник пятисот человек вновь устраиваемого войска».Третий знак – это тоже орден с надписью: «Храбр и мужественен». Это была первая информация, полученная русскими войсками о введенных Шамилем воинских званиях, отличиях и наградах».Такими же, полными трагизма и героизма, были и судьбы других бесстрашных сынов Чечни, мужественно вставших на борьбу с колонизаторами.«Пленительная слава полководческого и организаторского таланта таких сыновей чеченского народа, как Шейх Мансур, Бейбулат Таймиев, Ташу-Хаджи Саясановский, Уллубий Аккинский, Ахмад Автуринский, Джаватхан Даргинский, Соип-Мулла Гехинский, Атаби-Мулла Илдаров, Солтамурад и Байсангур Беноевские, Шоаип Центороевский, Оздемир Цацан-Юртовский и многие другие навсегда вписана золотыми буквами в историю Чечни и Кавказа, «Шоаип Центороевский – «маршал лесной войны »историк-краевед Шайх магомед Вадудов. – Останутся они навсегда и в памяти благодарных потомков, пока на этой планете будет жить хоть один человек ,говорящий на чеченском языке».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1