Порой нам трудно даже объяснить, чем Виктор Цой смог заслужить такую всенародную любовь. Он писал музыку и пел песни, которые пробуждали людей, снимали с их глаз пелену тотальной пропаганды. Он стал голосом народа, символом части эпохи русского рока. Позже его стали называть последним героем страны. По культурной значимости и массовому влиянию Виктора Цоя поставили рядом с Владимиром Высоцким. Ни один артист не был удостоен такой чести.
Образ Виктора Цоя сформировался и дорос до культового уровня из обычного питерского парня, который родился 21 июня 1962 года. В мальчишке текла смесь корейской и русской кровей. Творческие задатки родители заметили у сына еще в детстве – он неплохо рисовал и лепил, а в пятом классе взял в руки гитару, которая в последствии помогла ему взобраться на вершину славы.
За год до этого отец – Роберт Максимович – оставил семью. Чтобы это не сильно повлияло на психологическое состояние Виктора, мама записала его на занятия в художественной школе, но там он все больше тяготел к музыке – вместе с другом Максимом Пашковым они слушали Beatles и фанатели от Элвиса Пресли. Позже к ним присоединился еще и ударник, и вместе ребята создали дебютный альбом под названием «Слонолуние».
В 15 лет Виктор Цой поступил в Серовское художественное училище. И в этом учебном заведении все мысли юноши были заняты только гитарой. Вскоре свободолюбивого Цоя отчислили из училища. Применение своему творчеству Виктор нашел в группе «Автоматические удовлетворители», которая играла панк-рок под руководством известного в узких кругах панка Свина (он же Андрей Панов).
Первой песней, написанной Виктором, стала композиция «Посвящение Марку Болану». А дальше все завертелось как в калейдоскопе – свободная от условностей музыкальная тусовка, песни, стихи, поклонники. Все это стало смыслом жизни Цоя.
На кусок хлеба музыкант зарабатывал профессией резчика по дереву, которую получил в одном музыкант Виктор Цойиз училищ Санкт-Петербурга. А когда появились первые американские боевики со Шварценеггером, Цой стал рисовать его портреты и продавать возле метро по 1 рублю за штуку.
В те годы советская рок-тусовка собиралась на квартирах Артемия Троицкого и друга Цоя – Майка Науменко. Он-то и познакомил Виктора с Борисом Гребенщиковым, который пришел в восторг от творчества молодого музыканта. В 1981 году Виктор со своим другом Алексеем Рыбиным организовал рок-группу «Гарин и гиперболоиды», позже переименованную в «Кино». Группа очень быстро обрела популярность в своем районе, завоевав сердца поклонников из местных школ и училищ, где они выступали. И совсем немного времени потребовалось ребятам, чтобы их ввели в легендарный Ленинградский рок-клуб. Коллеги по цеху сразу распознали в начинающих музыкантах людей, из которых может получиться замечательная группа.
Запись их первого альбома «45», продюсером которого стал Борис Гребенщиков, быстро разошлась среди меломанов, а у молодых талантов сразу же появились фанаты и поклонники.
На заре своей карьеры Цой исполнял песни с незамысловатым текстом под простую музыку и высоким голосом. Продуманный образ рок-кумира явится публике гораздо позже. На создание имиджа ушел не один год. Цой с жадностью рассматривал привозимые знакомыми западные журналы, изучал записи с выступлениями британских и американских рок-групп, чтобы выбрать самое интересное. Он по крупицам собрал свой образ – манеру одеваться, вести себя на сцене, носить прическу, двигаться. Это помогло ему стать кумиром на несколько поколений вперед.
На одной из вечеринок Виктор Цой познакомился с сотрудницей Ленинградского цирка Марианной, которая смогла подарить ему веру в себя. Молодые люди вскоре поженились, а в 1985 году у них родился сын Александр. Марианна быстро влилась в жизнь группы «Кино» – была и администратором, и костюмером, и визажистом. Из опыта многих других рок-групп мы знаем, что появление в них женщины ни к чему хорошему не привело. Так получилось и с «Кино». Алексей Рыбин почувствовал себя в коллективе лишним и ушел.
В это же время Виктору пришла повестка из военкомата. Человек такой натуры даже представить не мог, что возьмет когда-нибудь в руки оружие. Тогда Цой принял рискованное решение лечь в психиатрическую больницу, чтобы избежать службы в армии. Он сымитировал попытку самоубийства, и скорая помощь отвезла его в психбольницу. Врач-психиатр не смог вывести Виктора на чистую воду и раскрыть его обман, потому что тот весь месяц молчал. Марианна же пошла работать в больницу санитаркой, чтобы находиться рядом с любимым человеком.
После рождения сына Виктор с радостью окунулся в семейные хлопоты, стойко переносил бессонные ночи, старался оградить жену от проблем, ухаживал за ребенком, посвящал ему песни. Все его мысли и надежды теперь были связанны только с малышом.
1985 года стал переломным в жизни группы «Кино». Год начала Перестройки в СССР ознаменовался для коллектива неудачами с записью нового альбома, поиском своего стиля и почти отсутствием движения вперед. Так громко заявившая о себе молодая группа как будто исчерпала потенциал. В семье Цоя начались финансовые проблемы, поэтому Виктору пришлось подрабатывать то в бане, то в котельной. Спустя несколько месяцев кочегарка Цоя превратилась в авангардный клуб, где собирались поэты, художники и музыканты Ленинграда. Сейчас из этой котельной сделали своеобразный музей, который хранит память о Викторе Цое.
В родном городе Виктор Цой чувствовал, что всегда будет в тени выдающихся лидеров рока – Гребенщикова и Науменко. Но случилось то, что поменяло его положение в иерархии советской рок-музыки. Он получил приглашение от режиссера Сергея Соловьева на съемки в фильме «Асса».
Режиссера поразило умение Цоя с поразительной точностью, напором и художественным темпераментом выражать то, о чем думали в то время народные массы. Цой помог Соловьеву сделать и финальную сцену кинофильма, когда возникли трудности с массовкой. Он попросил объявить, что в парке пройдет его бесплатный концерт. Режиссер и представить не мог, что придут толпы фанатов Виктора Цоя. Певец искусно руководил всей этой массой людей, и они безропотно слушали его указания.
Во время съемок фильма «Асса» в Ялте в 1987 году Виктор круто изменил и свою личную жизнь. Он познакомился с киноведом Натальей Разлоговой, которая была старше его на несколько лет, и ушел из семьи. Этот шаг Цоя отразился на его творчестве, сценическом образе и дал начало новому этапу.
Наталья появилась в жизни Виктора Цоя в тот момент, когда он чувствовал в себе силы и был готов расти творчески, идти дальше и покорять новые вершины. Она будто взяла его за руку и повела вперед.
Новым кинодостижением Цоя стало участие в фильме Рашида Нугманова «Игла», параллельно коллектив музыкантов работал над альбомом «Группа крови», который породил в стране настоящую «киноманию». Во время гастролей по республикам Советского Союза Виктор Цой собирал аншлаги.
В 1988 году группа записывает новый альбом «Звезда по имени Солнце». И снова новый взлет, оглушительная слава, записи на телевидении, выступления, интервью, программы… В этом же году Виктор Цой познакомился с музыкальным менеджером Сергеем Айзеншписом, который организовал им всесоюзный тур, принесший музыкантам космический успех. Каждый город огромной страны надеялся на приезд легендарной группы. Тогда «Кино» во главе с Виктором Цоем стала одним из лидеров эстетической революции сознания.
Сам Виктор в то время говорил, что коллектив играет и поет только те песни, которые им нравятся и не собирается ограничивать себя никакими контрактами. Быть независимыми в своем творчестве – непоколебимый принцип группы. Никакой продюсер или концертный директор не могли повлиять на репертуар коллектива. Виктор со своими коллегами были слишком самодостаточными музыкантами, четко знали, что им нравится, а что совсем не по душе и в этих вопросах ими никто помыкать или управлять не мог.
70 концертов за 7 месяцев 1990 года по всему Советскому Союзу дал Виктор Цой с группой «Кино». Такому гастрольному графику могла позавидовать любая западная рок-группа с мировым именем. Это настоящий подвиг для тех коллективов, которые играют живую музыку. 24 июня 1990 года стадион «Лужники» в Москве не смог вместить всех желающих побывать на концерте Виктора Цоя и группы «Кино». Было продано 70 000 билетов. Этим мега-концертом заканчиваются грандиозные гастроли.
В тот день никому и в голову не могло прийти, что этот концерт станет последним в жизни Виктора Цоя. На сцену он больше никогда не выйдет. В конце июля он вместе с Натальей и сыном уехал на Рижское взморье, где любил отдыхать. 15 августа 1990 года он сел в свой автомобиль «Москвич» и отправился на рыбалку. То утро стало для Виктора Цоя последним. Версий его гибели за эти годы было множество. Официально считают, что он заснул за рулем, машина выскочила на встречную полосу движения, где столкнулась с автобусом. Виктор погиб мгновенно.
Когда по радио сообщили это страшное известие, 45 поклонников в разных уголках страны от отчаяния покончили жизнь самоубийством. Многие в тот момент потеряли веру в справедливость и смысл жизни – настолько сильным было влияние творчества Цоя на людей.
Его жизнь и творчество не ушли в небытие после физической смерти. Миллионы поклонников до сих пор исписывают стены домов фразами «Цой жив!», ему установили несколько памятников, назвали в его честь улицы и скверы, но главное – Виктор в сердцах тех, кто даже никогда не видел его на сцене, в душах молодых поколений. На его могиле в Санкт-Петербурге всегда лежат живые цветы и никогда не гаснут свечи.
#музыка #РусскийРок
Комментарии 1