Сейчас и в "Дневнике", и в "Тайной жизни Сальвадора Дали, рассказанной им самим" 1942 года меня удивляет редкость упоминаний о контактах с миром моды и парфюмерии: так, Сальвадор Дали как-то вскользь, походя говорит об Эльзе Скьяпарелли, хотя придумывал для нее принты, шляпы, сумочки. И флаконы для духов – в 1937 году для Shocking, в 1946-м для Le Roy Soleil, в 1949-м для Zut, но Дали не удостаивает их рассказом. Не хотел рекламировать?
Зато в "Тайной жизни Сальвадора Дали, рассказанной им самим" художник написал о своем собственном парфюмерном опыте. В самом начале знакомства с Галой, чтобы заинтересовать ее, Дали решил сделать ставку на экстравагантность: для свидания на пляже нарядиться в изорванную рубашку и вывернутые наизнанку плавки, размазав по телу кровь и засунув за ухо цветок герани. Для завершения образа требовался аромат и...
"Теперь нужны духи. Одеколон неприятен. Что же? Сидя на табуретке, Сальвадор Дали глубоко задумался. Ах! Если бы он смог надушиться запахом козла, который каждое утро проходит под его окнами! Внимание: Дали внезапно вскочил, осененный гениальной идеей…
Я нашел духи! Я включил паяльник, которым пользовался для гравюр, и сварил в воде рыбий клей. Сбегал на зады дома, где, я знал, стоят мешки козлиного помета, аромат которого до сих пор нравился мне лишь наполовину, взял горсть помета и бросил в кипящую воду. Потом размешал пинцетом. Теперь сперва шибануло рыбой, затем козой. Но немного терпения – микстура достигнет совершенства, когда я добавлю несколько капель лавандового масла. О чудо! Вот это точь-в-точь запах козла. Охладив его, я получил массу, которой намазал тело. Теперь я готов."
Жан-Пьер Гривори, основатель фирмы Cofci (переименованной позднее в Cofinluxe), выпустившей в 1983 году духи Salvador Dali, считает, что главной причиной согласия Дали на сотрудничество стало предложение художнику самому поучаствовать в работе над ароматом – до этого все, кто мечтал продавать парфюмерию от имени Сальвадора Дали, предполагали держать его самого подальше от процесса. Возможно, они все читали его "Тайную жизнь" и опасались, что к "запаху козла" рынок окажется не готов. Гривори тоже побаивался сумасбродства со стороны гения, но все-таки рискнул – и неожиданно король эпатажа проявил благоразумие: Дали попросил сделать аромат, в котором были бы его любимый жасмин и обожаемые его женой розы. В Cofci разработали несколько вариантов композиции в трех разных направлениях, но Дали выбрал шипровый аромат – наиболее классический из всего предложенного.
Если вдуматься – шокирующий выбор, совершенно неожиданный для человека с такой репутацией. Но не зря Сальвадора Дали упрекали в любви к деньгам – коммерческое чутье не подвело его, аромат оказался очень успешным. А фирменная экстравагантность досталась флакону. Флакон был вдохновлен картиной Apparition of the Visage of Aphrodite of Cnide in a Landscape ("Явление лица Афродиты Книдской в пейзаже"), которую Дали закончил в 1981-м, за год до подписания контракта с Cofci.
Нет комментариев