«Должно быть, черти шалят», - говорили простые люди столкнувшись с загадочным явлением. Ученые назвали его латинским словом «литоболия». Однако от названия суть явления не менялась: кто-то с невероятной меткостью швырял камни, оставаясь невидимым.
Полиция не поможет
События на улице Дегре в Париже серьезно озадачили жандармов. День за днем на один из домов падали камни и кирпичи, выбивая окна. Потом пришел черед рам и дверей, раздробленных в щепки. Крыша зияла пробоинами. Некоторые камни, попавшие в дом, не могли поднять два человека.
Вестник полиции Gazette de tribunaux за 2 февраля 1849 года честно признал, что жандармы оказались бессильны против чертовщины. Они дежурили на крышах, улицах и в доме, выпускали сторожевых собак. Камни продолжали падать с высокой точностью, не задевая людей. Когда хозяин попытался закрыть деревянными щитами то, что осталось целым, мелкие камешки начали попадать в зазоры между досками и стеной.
Потом калибр «снарядов» увеличился, сокрушая хлипкую защиту.
Командир 24-го полка прислал на помощь солдат. Они оцепили квартал и прогнали зевак, но не смогли остановить камнепад. Феномен сошел на нет, когда в доме не осталось уцелевших вещей.
Господин Лерибль, хозяин дома, был человеком богатым. Но метателям камней все равно, кто перед ними. В 1902 году литоболия не на шутку разыгралась в Гамбурге, а ее целью стал населенный рабочими доходный дом. Полиция не смогла помешать «нечистой силе» выбить стекла. Жандармы, обыскивая дом, сами стали мишенями. К счастью, камни наносили легкие удары, словно стараясь напугать людей, а не покалечить.
Главный полицмейстер Гамбурга пытался определить направление летящих камней и, не теряя времени, бежал к месту предполагаемого старта. Как только он добегал до того места, другой камень летел с противоположной стороны. Феномен наблюдали в течение двух недель. Призвали на помощь известных ученых, но и они развели руками. Вычислить траекторию полета «снаряда» было невозможно. Камни летали по замысловатым кривым и даже могли завернуть за угол.
Вопреки законам физики
В других случаях литоболии камни внезапно становились видимыми за секунду-другую до столкновения или пропадали после удара. Медленно летящие камни вызывали грохот, не соответствовавший их скорости и весу. Мчавшиеся с огромной скоростью камни разбивали свою цель и тут же падали наземь.
Во время перелета камни могут нагреваться. В сентябре 1612 года «нечистая сила» обстреливала дом французского священника Франсиса Перро. Тот сообщил о наблюдаемых явлениях королевскому нотариусу Франсуа Тор-ню. Нотариус поднял брошенный камень, пометил его углем и швырнул за дом. «Дьявол» тут же швырнул камень с меткой обратно. Подняв камень, Торню сказал, что, должно быть, тот побывал в аду, «так как в первый раз камень не был горячим».
Возможен и обратный вариант: поднятый камень сводит руки холодом, покрываясь инеем. В1898 году возле испанки Жозефы Нуньес из Финикса, штат Аризона в США, падали как разогретые, так и холодные камни. Они преследовали Жозефу даже внутри дома, возникая под нетронутым потолком. На глазах у офицера полиции камень, попав старушке в плечо, скатился на пол. Священнику повезло меньше - он даже не успел слезть с повозки. Камень обжег его через одежду и отскочил, испугав лошадь.
- Ученые при всех ненормальных явлениях природы, подобно страусу, прячут свой клюв в песок и остаются в неведении, при котором им так сладко живется и не требуется вторично сесть на школьную скамейку, - заметил парапсихолог Карл дю Прель. Если бы ученые активно включились в исследование феномена, нам не пришлось бы иметь дело со сплошными загадками и вопросами без ответа.
Проворные невидимки
Опыт, невольно поставленный Франсуа Торню, несколько раз успешно повторяли. В 1836 году на Яве неведомые силы преследовали фабричного надзирателя, бросая в него камни, землю, навоз и даже кости буйвола. Стены не были преградой для разного хлама: он возникал под потолком и падал отвесно вниз, не причиняя особого вреда. Один из священников пометил значками несколько камней и выбросил их в ручей. Не прошло и минуты, как те же камни прилетели мокрыми обратно.
Майор местного гарнизона обтянул комнату холстом, чтобы исключить попадание предметов через потайные отверстия, но и это не помогало. Однажды под ноги упал плод папайи. Майор выяснил, что его сорвали около дома. Кусок ветки точно подошел к части, оставшейся на дереве.
В 1928 году зоолог Айвен Сандерсон гостил на Суматре. Вдруг откуда-то прилетел камешек, потом еще и еще. Хозяин дома пожал плечами и сказал, что камешки прилетают каждую ночь, но ни разу никого не ударили.
- Хозяин предложил взять несколько камней и пометить их мелом, губной помадой, краской, чем угодно, и забросить подальше в сад, - вспоминал Сандерсон. - Надо сказать, что сад у него был большой, с прекрасными лужайками, обсаженными кустами аллеями и пышной тропической растительностью, настолько густой, что через нее невозможно было пробраться.
Мы аккуратно пометили камни и закинули их в эти заросли. Должно быть, мы выбросили камней 10-12. Через минуту все они снова были на веранде! Никто не смог бы за столь короткое время, будь у него даже мощный фонарь, разыскать в зарослях камешки и забросить их точно на веранду. Тем не менее все они вернулись, на каждом была наша метка!
Когда «духи» не в духе
Комментарии 1