Огненные столпы даже в Смутное время продолжали считать явным знаком Божией милости. 25 сентября 1609 г. во время осады Троице-Сергиева монастыря осажденные якобы увидели, как такой столп нисходит на одну из церквей.
Тогда некоторые старцы и многие люди видели знамение не во сне, а наяву. Один из них, священноинок Пимен, в ту ночь на память Сергия чудотворца молился Всемилостивому Спасу и Пречистой Богородице. И вот в оконце его кельи свет засиял.
Когда же он взглянул на монастырь, то увидел, что светло, будто пожар, и подумал, что враги зажгли монастырь. Тотчас же он вышел на рундук келейный. И видит над главой церкви Святой Живоначальной Троицы огненный столп, стоящий до самой тверди небесной.
Священник Пимен очень испугался страшного видения и вызвал братию свою из кельи: дьякона Иосифа да дьякона Серапиона и из иных келий старцев многих и мирян. Они же, глядя, дивились тому знамению. И вскоре огненный столп начал опускаться и свился в клубок, как огненное облако, и вошел в окно над дверьми в церковь Пресвятой Троицы
По мнению историков, это «знамение» вымышлено и является переделкой фрагмента из «Повести o взятии Царьграда турками», которой пользовался автор, а «Сказание об осаде Троицко-Сергиева монастыря», откуда и взята цитата – имеющее мало общего с реальностью художественное произведение . Здесь важно другое: образ огненного столпа на Руси всегда считался благим знаком, поэтому включение таких знамений в «Летописец...» кажется достаточно странным.
В Смутное время почти все небесные явления, даже такие заурядные, как северные сияния, считались признаками неминуемой беды. Это настроение передалось всем живущим в Москве иностранцам. Наемный солдат Конрад Буссов перечислил то, что творилось в небе и на земле в начале XVII века.
Было множество необычайных явлений перед тем, как разразилась война. По ночам на небе появлялось грозное сверкание, как если бы одно войско билось с другим, и от него становилось так светло и ясно, как будто взошел месяц; временами на небе стояли две луны, а несколько раз три солнца, много раз поднимались невиданные бури, которые сносили башни городских ворот и кресты со многих церквей.
У людей и скота рождалось много странных уродов. Не стало рыбы в воде, птицы в воздухе, дичи в лесу, а то, что варилось и подавалось на стол, не имело своего прежнего вкуса, хотя и было хорошо приготовлено.
Собака пожрала собаку, и волк пожрал волка. В той местности, откуда пришла война, по ночам раздавался такой вой волков, подобного которому еще не бывало на людской памяти... Эти и подобные им знамения предвещали недоброе, но московиты не ставили их ни во что, как иудеи в Иерусалиме, они считали, что это к счастью
Последняя фраза, конечно, неверна. Торговец Исаак Масса записал, что свидетелями некоторых «знамений» были солдаты, охраняющие Бориса Годунова. В Москве происходило «много ужасных чудес и знамений, и большей частию ночью, близ царского дворца, так что солдаты, стоявшие на карауле, часто пугались до смерти и прятались.
Они клялись в том, что однажды ночью видели, как проехала по воздуху колесница, запряженная шестеркой лошадей, в ней сидел поляк, который хлопал кнутом над Кремлем и кричал так ужасно, что многие караульные убежали со страху в горницы.
Солдаты каждое утро рассказывали об этих виденьях своим капитанам, которые передавали своим начальникам, так что эти и им подобные рассказы доходили до царя» . Масса сам наблюдал «знамение» в 1606 году, при царствовании Лжедмитрия I.
Что же касается до знамений на небе, то я сам видел их вместе с моим хозяином, у которого я жил, с нашими домочадцами и двумя или тремя московитами, и это было весьма диковинное [зрелище], но немногие приняли его во внимание. Около четырех часов пополудни на прекрасном голубом и совсем безоблачном небе со стороны Польши поднялись облака, подобные горам и пещерам. И так как перед тем их не было видно на горизонте, то казалось, что они упали с небесного свода.
Посреди них мы явственно видели льва, который поднялся и исчез, затем верблюда, который также исчез, и наконец, великана, который тотчас исчез, словно заполз в пещеру, и когда все это исчезло, мы явственно увидели висящий [в воздухе] город со стенами и башнями, из которых выходил дым, и [этот город] так же исчез; все это было поистине так совершенно, словно расположено в изрядном порядке искусным художником; и многие видевшие это люди были повергнуты в страх, но многие обратили на это внимание только для того, чтобы рассмеяться .
По мнению Успенского, увидеть в таких явлениях нечто необычное и таинственное могли лишь «люди с расстроенным, болезненным воображением». И мы уже давно знаем, что его обеспечивало вплоть до полноценных галлюцинаций.
Необычные погодные условия во времена Великого голода 1601–1603 гг. и позднее – дождливое лето, суровые зимы с ранними морозами – должны были способствовать заражению уцелевшего зерна спорыньей. Торговец, конечно, не голодал, но избежать попадания опасных продуктов на стол не мог.
В «Летописце...» кажется странным еще одно умолчание. Хотя автор жил в Казани и упоминает мелкие детали местной церковной истории, в его сборнике почему-то нет главного чуда – «бегства огненного змея» перед взятием города войсками Ивана Грозного. Подробнее всего об этом можно прочесть в «Казанской истории».
При мне, когда жил я в Казани... в некоем улусе стоял на высоком берегу реки Камы опустевший городок, который русские называют бесовским городищем. В нем обитал бес, с давних лет прельщая людей. Еще при старых болгарах здесь было мольбище языческое. И сходилось сюда много людей со всей Казанской земли: варвары и черемиса, мужчины и женщины, жертвоприношения творя бесу и прося совета у живших там волхвов.
Таких людей бес как будто исцелял от болезней, всех же, кто пренебрегал им и обходил стороной, не принося ему никакой жертвы, убивал – у плывших по реке перевертывал лодки и топил всех в реке. Губил он и некоторых христиан. И никто не смел проехать мимо, не пожертвовав ему чего-нибудь из своего имущества. Тем, кто его спрашивал, он невидимо отвечал через своих жрецов, ибо приезжали к нему жрецы и волхвы.
Предсказывал он и долгую жизнь, и смерть, и здоровье, и болезни, и убытки, и земли их завоевание и разорение, и всякую беду. И когда уходили они на войну, то приносили жертвы ему, вопрошая его с помощью волхвов, с добычей или пустыми возвратятся они домой. Бес же все предсказывал им, соблазняя их, а иногда и обманывал.
И послала царица самого казанского сеита узнать, московский ли царь и великий князь одолеет Казань или казанцы одолеют его. И девять дней лежали, припав к земле, бесовские иереи, молясь и не поднимаясь со своего места, и ели только для того, чтобы не умереть с голода. И на десятый день, в полдень, едва отозвался им бес, и услышали все люди, находившиеся в мечети, его голос:
«Зачем досаждаете мне, ведь уже нет вам отныне надежды на меня, ни на помощь мою, ибо ухожу от вас в пустынные и непроходимые места, изгнанный христовою силой, так как приходит он сюда со славою и хочет воцариться в земле этой и просвятить ее святым крещением».
И вскоре повалил густой черный дым из городка, из мечети, и в изумлении увидели мы все, как вылетел с ним вместе на воздух огненный змей, и полетел на запад, и скрылся из глаз. И поняли все, что случившееся означает: пришел конец их житию .
Нет комментариев