Как у них это получается?
До поры до времени люди, использующие навигационные способности животных, не задавались вопросом, как именно животные находят пункт назначения. Как ухитряются определять нужное направление и безошибочно двигаться к цели. В лучшем случае списывали эти умения на хорошую память и инстинкты. Ученые же увидели в «животном навигаторе» одну из величайших тайн природы.
Ну, хорошо, у ослов-контрабандистов память, а у собак, возвращающихся с дачи и преодолевающих десятки километров до дома, — нюх и инстинкты. А птицы в небе? А рыбы в воде? Какие в воздухе и воде «памятные ориентиры»? В начале XXI века появился новый отдел орнитологии — «Система навигации у птиц».
Факторы, определяющие эту самую систему навигации, выстроились в порядке значимости следующим образом:
1) магнитное поле Земли, 2) сила вращения Земли (сила Кориолиса), 3) ориентация по Солнцу, 4) генетическая память, 5) и др. Но это в теории, которую еще предстояло проверить. И определить, что скрывается за пунктом 5 — «и др.». И, что не менее важно, понять, какой именно орган у птиц отвечает за восприятие пунктов 1 и 2 (с пунктом третьим все более-менее ясно — зрение).
В качестве основного объекта исследований был избран самый доступный, самый привычный и самый, казалось бы, хорошо изученный представитель мира пернатых — почтовый голубь. И за двадцать лет ему порядком досталось от орнитологов…
Невидимая сеть
У почтовых голубей свое представление о координатах. Вместо широты и долготы они ориентируются по линиям магнитного поля Земли и силе Кориолиса. А сила Кориолиса, напомним, влияет на объекты, находящиеся во вращающейся системе отсчета, то есть на всех обитателей нашей планеты.
Если объект движется в северном полушарии, сила Кориолиса будет отклонять его вправо, если в южном — то влево. Поэтому, к примеру, правые берега рек сильнее размываются в северном полушарии, а левые — в южном. Голубь каким-то образом запоминает эти две характеристики места, где он родился или долгое время жил.
Если его увезти на значительное расстояние от родной голубятни, он безошибочно находит дорогу домой. Он будет лететь в том направлении, где находится привычная ему комбинация напряженности магнитного поля и Кориолисова ускорения. Голубь будет двигаться вдоль невидимых, но ощущаемых им магнитно-силовых линий так же просто, как мы движемся по протоптанной колее.
Чего только не проделывали экспериментаторы, чтобы сбить бедных птиц с пути! Предположив, что «ощущение» магнитного поля связано с их вестибулярным аппаратом, отправляли птиц к месту старта во вращающихся барабанах или хитрыми кружными путями.
Привязывали к лапкам магниты или витки проволоки, которые должны были при полете исказить окружающее магнитно-силовое пространство. И даже нарушали деятельность вестибулярного аппарата хирургически. Однако ни одно из этих действий не мешало голубям возвращаться в свою голубятню — причем самым коротким путем.
Ученые, вздохнув, сделали следующие выводы. Во-первых, у голубей действует одновременно не одна, а сразу несколько систем навигации. Во-вторых, у голубей так и не обнаружены органы, «отвечающие» за восприятие магнитного поля и силы Кориолиса. В-третьих, голуби прекрасно ориентируются и в пасмурную погоду (то есть в отсутствие пункта 3) и легко привыкают к новым местам обитания, то есть новым магнитно-силовым координатам (а значит, пункт 4 также не является определяющим).
В общем, одна надежда на пятый пункт — «и др.». Точнее, на правильную комбинацию пунктов 1-4 и 5. «Внутренние часы», давление и поляризованный свет Определенных успехов удалось добиться ученым Корнеллского университета (США), которые поставили новую серию опытов с голубями.
Оказалось, что магнитное поле Земли все-таки занимает лидирующую позицию в пространственной ориентации птиц — они реагируют даже на самые незначительные его изменения, буквально в десятые доли процента. Кое-какие догадки появились и насчет того, где в теле голубя находится индикатор магнитного поля (но об этом несколько ниже).
А вот с силой Кориолиса вопрос остался открытым; американцы допускают, что она здесь вообще ни при чем. Зато появились данные о том, что может относиться к пункту «и др.». Это колебания атмосферного давления, которые голуби чувствуют лучше, чем самый точный барометр. И не только.
Голуби, оказывается, могут ориентироваться по Солнцу и в пасмурную погоду. Если в затянутом тучами небе есть хотя бы крошечный просвет, то птицы безошибочно определяют местоположение Солнца в данный момент. Это не прямой солнечный свет, а поляризованный — но голубям достаточно и его. Этой способностью, по мнению ученых, обладают все перелетные птицы и многие насекомые. К примеру, пчелы.
Комментарии 2