Иллюстрация к чешскому переводу рассказа Ивана Ефремова " Олгой- Хорхой"
Дальше случилось вот что: «Внезапно червяки свились каждый в кольцо. Окраска их из желто-серой, сразу потемнев, стала фиолетово-синей, а на конце ярко-голубой. Без крика радист рухнул ничком на песок и остался недвижим. В это время шофер подбежал к радисту. Секунда, и Гриша так же
странно изогнулся и упал набок».
В этом рассказе ужасный червь монгольской пустыни в мгновение ока уби вает пытавшихся поймать его людей. Ефремов приводит такое объяснение:
«По очень древним поверьям монголов, в са мых безлюдных и безжизненных пустынях обитает животное, называемое Олгой Хорхой. Оно не попадало в руки ни одно му из исследователей отчасти потому, что обитает в безводных песках, отчасти из-за страха, который питают к нему монголы. Этот страх, как я сам убедился, вполне обоснован: животное убивает на расстоя нии и мгновенно. Что это за таинственная сила, которой обладает Олгой-Хорхой, я не берусь судить. Может быть, это огромной
мощности электрический разряд или яд, разбрызгиваемый животным, я не знаю».
Итак, вот и еще одно молниеносно убивающее существо, и тоже из литературы. Простое совпадение? Не мог же Конан Дойл читать рассказ Ефремова, опубликованный в 1944 году! А может быть, не совпадение,
животные с такими свойствами есть в природе, и сведения о них стали известны обоим писателям независимо друг от друга, хотя и натолкнули их на совершенно разные сюжеты?
Они появились совсем недавно!
В случае с Ефремовым все проще, нежели с Конаном Дойлом. Иван Антоновичи сам ссылался на книгу американского исследователя Роя Чепмена Эндрюса (1884-1960 годы) «Удивительная планета» вышедшую в 1939 году. позже рассказ его в первом издании назывался «Амергор хой-Хорхой», ведь так (Allergorhai-Horhai именовал , это таинственное существо Эндрюс.
Лишь в последующих изданиях рассказ получил нынешний заголовок. Ве рил ли в убийственного монстра фантаст Ефремов? Сейчас трудно сказать. Во вся ком случае, в предисловии к своей книге 1972 года он пишет: «Олгой-Хорхой не оправдал надежд на находку в недоступных местах Гоби особого червеобразного животного, убивающего на расстоянии. Недоступные прежде
районы Гобийской пустыни сейчас обстоятельно исследованы.
Очевидно, ,.кишка-червяк" монгольского фольклора относится к животному ныне вымершему, но сохранившемуся в народных преданиях». Вот так, когда-то был Олгой-Хорхой, сейчас нет. Возможно А сам Эндрюс? Он тоже «амергорхоя не видел. «Изучая легенды об этой ядовитой твари, :.... пишет он, - можно прийти только к одному выводу.
Речь идет, по всей вероятности, о ядовитой ящерице, вроде мексиканского ядозуба, пока неизвестной науке». Примечательно, что легенды о смертоносных ящерицах, похожих на ядозубов, имеют хождение и в Маньчжурии. Даже в Индии, в округе Западный Миднапур, якобы отмечены случаи смерти от укусов некоей ящерицы «бис-кобра» Но кем отмечены?
Местными жителями Почему же этих существ не видят ученые исследователи, натуралисты? «Не потому - отвечают доктор Джон Богерт из Музея естественной истории в Нью-Йорке и до ктор Дель Кампо из университета в Мехи ко, - что эти создания давно вымерли, а по причине прямо противоположной. Они появились совсем недавно!»
Ужасные опыты доктора Ройлотта
Вот это уже интереснее! Как это - появились совсем недавно? Не появляются ни с того ни с сего живые существа. Что же они, от жары в своих пустынях зародились? Вовсе нет, говорят Богерт и Дел Кампо. Вот как все произошло.
От этой кошмарной истории кровь стынет в жи лах, и вспоминаются уже не Ефремов Конан Дойл, а Герберт Уэмс с его «Островом доктора Моро».
«Дело в том, что сде лав много человекоподобных существ, в конце концов сделал одного... Я ника не предполагал, что оно убежит... Оно убило полинезийца. Убило и еще нескольки других существ, которых поймало. Оно не было закончено. Это был опыт. Получилось существо, не имевшее конечностей с ужасной мордой, оно пресмыкалось наподобие змеи...»
Казалось бы, вовсе необязательное дополнение к опытам до ктора Моро, и без того страшным. Но как раз это Уэмс мог и не выдумать, а знать... В середине XIX столетия жил в Англии ученый доктор, талантливый физиолог-экспериментатор, и звали его - внимание! - Джеймс Ройлотт.
Так же, как злодея-доктора из рассказа Конана Дойла (разве что Джеймс, а не Гримсби), павшего жертвой собственной интриги с участием ядовитой
«пестрой ленты». Но это не единственное совпадение (а совпадение ли? Вскоре мы убедимся, что о совпадениях едва ли можно вести речь). В лаборатории Ройлотта обитали самые немыслимые гибриды.
Неизвестно, как пришел он к странной идее о возможности получения жизнеспособных эмбрионов от скрещивания кобры с ядозубом. А впрочем...
Когда это ученые задумывались, нужно ли миру то или иное открытие? Их всегда вело чистое научное любопытство. А получится ли?
Комментарии 2