Навершие рукояти меча, найденного в семейном захоронении на некрополе
Меч изъяли из почвы вместе с землей, цельным куском. Для его очистки и реставрации нужно будет привлекать специалистов – работа тонкая и трудоемкая, нужно будет слой за слоем снимать грязь – специалисты надеются, что под ней обнаружатся ножны из кожи или дерева.
Пока что меч выглядит довольно невзрачно под ярким светом лампы на перине из пенопласта: потрескавшийся и разваливающийся на части, укутанный в пластиковую пленку. Но реставрация и исследования впереди – после меч обретет вторую жизнь.
Фанагория — это не только летняя работа на раскопах в поисках интересных предметов. Исследования и музеефицирование находок ведутся круглый год — работа кипит. Здесь трудятся не только археологи и историки, но и высококлассные нумизматы, антропологи, палеозоологи, картографы, палеогеографы, реставраторы, специалисты многих других направлений. «Наша экспедиция – целый НИИ на выезде», – шутит Владимир Кузнецов.
Например, здесь изучают состав почвы и семена, оставшиеся в ней, что помогает восстановить растительный покров и климат, царящий в Фанагории сотни лет назад. Здесь изучают и кости домашних и диких животных, чтобы понять, какой скот и какие звери здесь водились.
Антропологи помогают определить средний возраст жизни граждан Фанагории, их диету, выясняют, от каких болезней они страдали и от каких ранений умирали. Благодаря им мы знаем, что для римского периода Фанагории средний возраст мужчины был 38 лет, а женщины – 33 года.
В этом году в составе экспедиции впервые работал паразитолог, который на основании останков людей изучал паразитов, обитавших в то время в человеке. Такой комплексный подход к изучению материала позволяет совершать множество интересных открытий в самых разных сферах.
Парадокс: чтобы погрузиться в разгадки тайн древности, нужно идти в ногу с лучшими изобретениями современности.
Для этого неподалеку от места раскопок расположился мозг Фанагории — научно-культурный центр Фанагорийской экспедиции. Центр был построен и оборудован в 2012 году на средства фонда поддержки социальных инноваций «Вольное Дело» Олега Дерипаски.
Он располагает хорошо оснащенными фондохранилищами и оборудованными по последнему слову техники лабораториями, в том числе реставрационной, а также крупнейшей на Юге России библиотекой по классической археологии и истории Северного Причерноморья.
«Наша работа равноценна работе археологов по поиску предметов. Не имеет смысла найти артефакт и не суметь понять, что на нем написано, из чего он сделан, как именно он выглядит», — говорит Ольга Леонидовна Гунчина, главный реставратор Центра.
Реставрационная лаборатория – царство деликатного оборудования: здесь и микроскопы, под которыми ведется химическая и механическая расчистка находок, и рентгенофлуоресцентный спектрометр – для определения химического состава предметов и сплавов, и множество колбочек с различными веществами для консервации и восстановления артефактов.
Нет комментариев