В книге «Град Божий» святого Августина есть глава с названием «Могут ли тела существовать в огне», и начинается она так:
«К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того,
чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и
жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие
их продолжается среди мук вечного огня?
Поскольку неверующим недостаточно того, что мы приписываем сие чудо
всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь
примером. И мы можем им ответить, что действительно существуют животные,
создания тленные, ибо они смертны, которые тем не менее обитают в
огне».
К образам саламандры и феникса прибегали и поэты, но только как к
поэтическому преувеличению. Например, Ке-ведо в сонетах четвертой книги
«Испанского Парнаса», где «воспеваются подвиги любви и красоты»:
Я, точно Феникс, яростным объят
Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь,
И в силе мужеской его я убеждаюсь,
Что он отец, родивший многих чад.
И саламандры пресловутый хлад
Его не гасит, честью в том ручаюсь.
Жар сердца моего, в котором маюсь,
Ей нипочем, хоть мне он сущий ад.
В старинных книгах саламандре часто придавали волшебный облик. Она и
так необычна, а в древних описаниях превосходит и этот образ. У нее тело
молодой кошки, за спиной большие перепончатые крылья, как у некоторых
драконов, хвост змеи, и только голова обыкновенной ящерицы.
Ее шкура покрыта небольшими чешуйками, волокнами, напоминающими
асбест (часто этот минерал отождествляли с саламандрой), — это
затвердевшие частицы древнего пламени.
Нередко саламандру можно встретить на склоне вулкана во время
извержения. Она появляется и в пламени костра, если сама того пожелает.
Считается, что без этого удивительного создания появление тепла на земле
было бы невозможным, ведь без его повеления не может загореться даже
самая обыкновенная спичка.
Согласно трактатам каббалистики, чтобы заполучить это диковинное
создание, следует отыскать сосуд из прозрачного стекла, имеющий круглую
форму. В центре колбы с помощью особым образом расположенных зеркал
сфокусировать солнечные лучи. Через некоторое время там появится
солнечная субстанция саламандры, ее истинная сущность, которая затем
может быть использована в алхимии для получения философского камня.
В других источниках уточняется, что несгорающая саламандра всего лишь
обеспечивала поддержание необходимой температуры в тигле, где
происходило превращение свинца в золото.
Образ саламандры широко использовался в символике и геральдике. Так,
на гербах четырехлапая ящерица, окруженная пламенем, символизировала
стойкость и презрение к опасности. Например, в британских гербах она
означает храбрость, мужество, стойкость, которым не может повредить
огонь бедствий. Любопытно, что первые страховые компании выбрали своим
символом саламандру, что обозначало сохранность от огня.
Путешествуя по французским замкам Шамбор, Блуа, Азей-ле-Ридо,
Фонтенбло, можно встретить десятки изображений саламандры, поскольку
именно ее избрал своим символом французский король Франциск I.
Комментарии 1