Большинство специалистов посчитало, что это нереально. Скептики утверждали, что общество охотников и собирателей того времени просто не могло сделать такое сложное художественное произведение. В отличие от довольно простых работ того времени из Европы и Азии, где весьма примитивно изображены животные и сцены охоты, Шигирский идол украшен символами и абстракциями.
В 2014 году доктор Тербергер вместе с группой немецких и российских ученых проверил образцы, взятые из сердцевины фигуры, в которой не было следов химикатов, использованных для консервации древесины. Они применили масс-спектрометрию с использованием ускорителя.
Более современные технологии показали, что артефакт еще древнее, и что ему примерно 11 600 лет. В то время Евразия только-только выходила из последнего ледникового периода. Эта статуя оказалась в два раза старше египетских пирамид и Стоунхенджа. Она является самым первым из всех известных произведений ритуального искусства.
Результаты нового исследования доктор Тербергер с коллегами описал в научном журнале Quaternary International. Оно дает нам новое понимание доисторического периода, сдвигая возраст Шигирского идола еще на 900 лет назад и относя его к раннему искусству Евразии.
«Идол был вырезан в эпоху глубоких климатических изменений, когда ранние леса распространялись по территории поздней ледниковой и постледниковой Евразии, — сказал Тербергер. — Изменился ландшафт, а вместе с ним изменилось и искусство. Появились метафорические образы и композиции, натуралистические животные, нарисованные и вырезанные в камне в пещерах. Возможно, это помогало людям справляться и выживать в очень сложных условиях окружающей среды того времени».
Последняя работа Тербергера написана с упором на то, чтобы избавить западную науку от наследия колониализма. Он бросает вызов этноцентрическим представлениям о том, что буквально все, включая символьные выражения и философские представления о мире, пришло в Европу вместе с оседлыми земледельческими общинами, жившими в Плодородном полумесяце 8 000 лет назад.
«С викторианской эпохи в Англии западная наука является историей о превосходстве европейского знания, а также о поведенческой и познавательной ущербности „остальных", — сказал Тербергер. — Охотников и собирателей ставят ниже ранних аграрных общин, появившихся в то время в Леванте, на территории восточного берега Средиземного моря. В то же время археологические находки с Урала и из Сибири недооценивают, ими пренебрегают. Для многих моих коллег Урал — это абсолютная терра инкогнита».
По мнению палеонтолога Жоао Зильяо (Joao Zilhao) из Барселонского университета, который в этом исследовании не участвовал, отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия.
«Это похоже на выдумку о том, что неандертальцы не занимались искусством, которая была целиком и полностью основана на отсутствии доказательств, — сказал он. — А потом доказательства нашли, и эту небылицу опровергли. Точно так же научное сообщество единодушно или в подавляющем большинстве считало, что современный человек во многом превосходит своих предков, включая его способность творить, общаться и приспосабливаться к разным условиям окружающей среды. Все это ерунда».
По словам доктора Зильяо, выводы по Шигирскому идолу доказывают, насколько предвзятость влияет на наши представления об искусстве палеолита. «Большая часть произведений искусства наверняка изготавливалась из дерева и прочих недолговечных материалов, — сказал он. — Поэтому ясно, что доказательства ущербности древних людей в лесных регионах, скажем, на территории сегодняшней Германии или Франции по сравнению с южной Европой абсурдны.
Просто сделанное из дерева наследие не сохранилось. О высоком развитии северных регионов говорит и наличие ценных артефактов в тундре (где нет деревьев, и где использовали хорошо сохраняющуюся и заметную кость млекопитающих). Тот факт, что таких вещей мало в лесных регионах связан с тем, что в лесах использовали древесину, которая оказалась „невидимой" для археологов по причине своего гниения».
Комментарии 2