Приближается праздник Пятидесятницы, или, как его больше знают в народе, День Святой Троицы. В субботу перед Троицей в церковном календаре есть еще одна дата –Троицкая родительская суббота. В этот день помянуть своих усопших пойдут многие люди. В том числе придут те, кто «от кого-то в народе слышали», что родительская суббота перед Троицей – это единственный день, когда Церковь молится за самоубийц. И, как показывает опыт, таких людей достаточно много. Кстати, многие с явной обидой, а иногда и агрессией, воспринимают отказ принять «записку» с именем самоубийцы.
Да, есть такое суеверие, что на Троицкую родительскую субботу поминают самоубийц. Но это неправда – Церковь никогда не молится за самоубийц. Сложно сказать откуда произошло то или иное конкретное суеверие. Читаешь сайты с разными «полезными» и «духовными» советами и просто поражаешься неистощимости народной фантазии. Нельзя точно сказать, откуда произошло то или иное суеверие, но можно предположить.
Само богослужение Троицкой родительской субботы подразумевает, что мы «память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших». Выдающийся литургист и подвижник благочестия святитель Афанасий (Сахаров) в своей фундаментальной работе «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» пишет, что День Святой Троицы – это особый день церковного календаря: «Церковь возносит усиленное просительное моление о своих живущих на земле чадах, о прощении грехов их, об очищении их действием Святаго Духа, о принятии их коленопреклоненных молений, с этого дня после продолжительного перерыва возобновляемых. Совершая такое нарочитое моление о живых, Святая Церковь не могла забыть об усопших. Посему в сей всесовершенный и спасительный праздник она трогательно и умилительно сплетает воедино и приносит общие умилостивления молитвенные и о живых, и вместе об умерших, и даже о держимых в аде».
И, действительно, это особый день, но даже в такой особый день Церковь все равно не молится за самоубийц. На каноне утрени родительской субботы поминаются очень многие «категории» усопших: «иже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша и огонь яже попали верные», а также «усопшия в мори или на земли» и многие другие усопшие. Но есть одно важное но: не самоубийцы. Нигде в богослужении не говорится о тех, кто «самовольно живот свой оставивших». Рискну предположить, что народное сознание «домыслило» сюда еще и эту категорию.
Обратите внимание на слова «от века усопших благочестивых христиан». А что это означает? Что вообще значит быть христианином? Быть православным христианином значит не просто быть крещеным и носить крестик и иногда заходить в храм за святой водой и освященными куличами. И уж ни в коем случае это не означает «верить в душе». Быть христианином означает в первую очередь реализовывать свою веру, жить по-христиански. И более того, не только жить по-христиански, но и умереть как христианин. Не случайно в богослужении часто встречаются прошения о даровании всем верующим христианской смерти. Прекрасным примером этого является просительная ектинья на вечерне: Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим».
А кто такие самоубийцы? Ведь их кончина не была такой христианской. Самоубийство – это грех против Божией воли. Это осмысленный отказ от великого дара –жизни. И, более того, это грех, который не прощается. Не прощается он потому, что в нем нельзя покаяться: ведь смерть наступает в сам момент совершения этого греха. Иными словами, самоубийцы – это те части церковного организма, которые сами себя «ампутировали».
Церковные каноны очень четко и строго говорят о церковном поминовении самоубийц: 14 правило Тимофея Александрийского гласит: «О таковом не подобает быти приношение».
Во всех правилах существуют исключения. Поэтому если какой-то человек совершил самоубийство в состоянии аффекта или страдал психическими заболеваниями, то теоретически его можно отпеть. Но только по благословению правящего архиерея. Родственники берут все справки и едут на прием к своему епископу и уже он сам решает, можно ли учесть все обстоятельства и отпеть несчастного. Но ни один священник не имеет права самостоятельно принимать подобные решения и отпевать самоубийцу.
К тому же, еще одна важная деталь: само по себе отпевание – не магический обряд, само совершение которого дает «пропуск» в Царство Небесное. Один раз люди, родственник которых покончил жизнь самоубийством, спросили священника:
– А если бы мы Вас обманули? Не сказали бы, что самоубийца и все. Или вообще нашли бы какие-то способы отпеть этого человека. Что бы было тогда? Ответ был простой:
– Бога обмануть нельзя.
В Церкви есть особый чин: «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Но тут есть важный момент: это не отпевание, это вообще молитва не о самоубийце – это молитва о его родственниках. Вот что говорится в самом тексте: «Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы».
И тут самое главное – это само желание родственников помочь. Ведь от родственников требуется совершить настоящий подвиг христианской любви: молиться за самоубийц. А это тяжело! Не
случайно, в предисловии к «Чину» говорится об опыте святых, «которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения».
Можно понять родственников, которые приходят в храм на Троицкую родительскую субботу и хотят как-то помянуть самоубийц. Но делать это нужно не в храме – делать это нужно дома. Читать молитву святому Уару и еще несколько молитв, которые существуют в сокровищнице православного Предания. Правда нужно быть готовым к большим скорбям и искушениям на своем собственном жизненном пути.
Священник Александр Ермолин
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 8
Дома, вне храма, это сделать невозможно. Поэтому Господь и говорит: «шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — Господу» (Исх.20:10). Подумай об этом: живем мы один раз, а душа вечная. И свою «книгу жизни» мы пишем сразу на чистовик, никакого черновика не будет, ничего не перепишешь. И тем временем, которое нам дал Господь, надо дорожить.
архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Давайте поставим на первое место главное: сначала – духовная жизнь и стремление в Царствие Божие, потом вопросы юрисдикции и церковной политики. И давайте подходить к этим второстепенным вопросам правильно – разсматривать их, в первую очередь, не с точки зрения законности, канонов, "строгости", а скорее духовно. Главная опасность нашего времени – это не "отсутствие строгости", а потеря вкуса Православия; "строгость" не спасет нас, если мы не будем больше чувствовать и ощущать Православие и всем своим сердцем любить его.
Иеромонах Серафим Роуз
прп. Иоанн Лествичник
"Среди христиан бытует мнение – мнение законное – что во взаимоотношениях, будь то между Богом и человеком, будь то между людьми, один из самых важных элементов – естественность и искренность. Но естественности и искренности не всегда достаточно, чтобы наша жизнь была динамичной и целеустремленной.
Например, молитва должна бы быть естественным побуждением нашей души; но опыт показывает, что желание молиться приходит временами – а молимся мы нерегулярно; временами у нас случаются позывы сотворить доброе – а до дела мы не доходим.
Одна из вещей, которых нам больше всего не хватает, это равновесие между естественным пор...ЕщёДоброе утро
прп. Иоанн Лествичник
"Среди христиан бытует мнение – мнение законное – что во взаимоотношениях, будь то между Богом и человеком, будь то между людьми, один из самых важных элементов – естественность и искренность. Но естественности и искренности не всегда достаточно, чтобы наша жизнь была динамичной и целеустремленной.
Например, молитва должна бы быть естественным побуждением нашей души; но опыт показывает, что желание молиться приходит временами – а молимся мы нерегулярно; временами у нас случаются позывы сотворить доброе – а до дела мы не доходим.
Одна из вещей, которых нам больше всего не хватает, это равновесие между естественным порывом, правдивостью, достоверностью – и дисциплиной, которая воспитала бы в нас верность собственной правдивости, сделала бы нас способными хранить свою достоверность всегда или почти всегда".
митрополит Сурожский Антоний (Блум)
Церковь - это люди.
Соборно Церковь не поминает самоубийц, однако, молится о них в лице их родных домашней личной молитвой.
Надо собрать все тонкости дела, описать состояние умершего до смерти, его мысли, действия и тд, и обратиться в епархию.
Знаю случай, когда по документам полиции было означено, как самоубийство (повешание), а единственный момент - кровь на теле, свидетельствовал о том, что это убийство, но его проигнорировали, и архиерей разрешил отпевание.