16 сентября 2025 года мир отмечает 100-летие со дня рождения Би Би Кинга. Немногие исполнители оставили такой глубокий и неизгладимый след в музыке, как Кинг, человек, чье имя стало синонимом самого блюза. На протяжении почти семи десятилетий он неустанно гастролировал, записывал классику, которая формировала поколения, и доносил блюз из сельской местности Миссисипи на самые грандиозные сцены мира. Его столетний юбилей дает возможность не только почтить его музыку, но и задуматься о культурном наследии, которое он оставил после себя.
От хлопковых полей Миссисипи до всего мира
Путешествие Би Би Кинга началось в Итта-Бене, штат Миссисипи, в 1925 году, в то время и в том месте, где бедность и сегрегация сильно сказывались на жизни чернокожих. Он вырос, работая на хлопковых полях и распевая евангелия в церкви, в окружении музыки Дельты. Блюз был больше, чем просто развлечением; это было выживание, способ выразить боль и стойкость. Раннее знакомство Кинга с такими артистами, как Лонни Джонсон и Ти-Боун Уокер, показало ему, что гитара может быть таким же мощным инструментом самовыражения, как человеческий голос.
Когда Кинг впервые взял в руки гитару, это был не просто инструмент, а спасательный круг. Его способность превращать трудности в песню стала его визитной карточкой. После переезда в Мемфис в конце 1940-х годов Кинг начал работать на радиостанции WDIA, первой радиостанции в Соединенных Штатах, где все сотрудники были чернокожими. Его роль диджея дала ему известность и помогла зарекомендовать себя как “блюзмена с Бил-стрит”, имя которого вскоре сократилось до Би Би Кинга.
Люсиль и язык гитары
Одной из непреходящих составляющих легенды Кинга является его гитара, которую ласково называют Люсиль. История гласит, что после того, как в танцевальном зале в Арканзасе вспыхнула драка, здание загорелось. Кинг бросился внутрь, чтобы забрать свою гитару, и чуть не погиб при этом. Позже он узнал, что ссора произошла из-за женщины по имени Люсиль, и дал это имя своей гитаре в качестве напоминания о том, что больше никогда не стоит рисковать своей жизнью из-за подобной глупости.
Люсиль была больше, чем просто гитарой; она стала голосом. Стиль Кинга, характеризующийся плавным вибрато и высокими изгибами, был узнаваем с первого взгляда. В отличие от многих гитаристов, он редко играл аккорды, предпочитая, чтобы отдельные ноты звучали эмоционально. Его фразировка была разговорной, как будто он говорил непосредственно через гитару. Этот особый стиль повлиял на поколения гитаристов, от Эрика Клэптона до Карлоса Сантаны, Гэри Мура и Джона Майера. По сей день о гитаристе, который точно и с чувством берет ноту, часто говорят, что он “играет как Би-Би-си”.
Король роуда
Отличительной чертой Би Би Кинга было его стремление донести блюз до людей. В расцвете сил он давал более 300 концертов в год. Однажды он пошутил, что живет в автобусе, а сцена служит ему гостиной. Этот неустанный график сделал его одним из самых путешествующих музыкантов 20-го века. Его неустанные гастроли сблизили его с поклонниками по всему миру и создали ему репутацию одного из самых трудолюбивых музыкантов в музыке.
Кинга не устраивало пребывание в одном месте или в одной аудитории. Он выступал с блюзом в Карнеги-Холле, театре "Аполло", а позже на джазовом фестивале в Монтре в Швейцарии. Он играл для президентов, продолжая выступать в небольших клубах, с которых начинал. Его доступность сделала его любимым не только как музыканта, но и как символ настойчивости и смирения.
Бескомпромиссный переход
В 1969 году карьера Би Би Кинга достигла новых высот, когда его сингл “The Thrill Is Gone” стал хитом. Эта песня принесла ему премию "Грэмми" и познакомила с его музыкой рок-слушателей, которые только открывали для себя блюз. В то время, когда многие блюзовые исполнители изо всех сил пытались добиться успеха в мейнстриме, Кингу удалось добиться успеха, не ослабляя своего звучания. Он остался верен сути блюза, но в то же время открыл двери для его восприятия более широкой аудиторией.
Нет комментариев