Главную роль хорошо исполнил Юльен Балмусов, для которого это был дебют в кино. Образ Дзержинского в данном фильме полностью лишён искусственной героизации, суперманизации, лишён карикатурности и плакатности. Наоборот, очень живым, органичным, настоящим получился у Бальмусова Железный Феликс.
Ещё один важный момент – то как в фильме показаны тюремные допросы Дзержинского ротмистром в исполнении Николая Прокоповича. Феликс – идейный противник, для которого это уже третья "ходка". Тем не менее ротмистр обходится с ним достаточно корректно, без презрения, обращается на "Вы". И никакого намёка на рукоприкладство.
Это к вопросу о том, что в советских фильмах образ врага – будь то фашист или белогвардеец, кадровый сотрудник или провокатор царской охранки, иностранный шпион или советский гражданин, совершивший измену Родине – никогда не очернялся. Он показывался таким, какой он есть на самом деле. Взять хотя бы многочисленных нацистских деятелей в исполнении того же Прокоповича (в т.ч. гиммлера).
А теперь вспомним, как представители советских государственных и партийных органов, сотрудники милиции, госбезопасности, прокуратуры изображаются в зарубежных и отечественных антисоветских фильмах: работа всех творцов фильма, начиная гримёрами и художниками, заканчивая режиссёрами и сценаристами, направлена на то, чтобы максимально очернить образ советского человека.
И это уже повод сказать, что советская идеология, советская пропаганда, насколько это возможно, основывалась на правде, честности, искренности. А антисоветская – и в 1920-е гг., и в 1990-е, и сегодня – на лжи, фальши, предвзятости.
Вернёмся к фильму. Небольшой художественный недостаток у него всё же есть. Роль революционерки Марийки играет красавица Светлана Савёлова. По сюжету она сидит в соседней с Дзержинским и страдает бессонницей. При этом вид у героини Савёловой прекрасный, холёный, а на лице – изрядное количество косметики и макияжа.
Возникает противоречие между задуманным и исполненным. Визуально Марийка явно не похожа на человека, находящегося в заточении и лишённого сна. Образ красивой девушки был нужен героико-предреволюционному фильму; но лучше тогда было бы сделать героиню Савёловой, например, девушкой из воспоминаний Дзержинского, а не из соседней камеры.
Здесь же: революционера Антека играет Геннадий Бортников. Играет в целом правдиво, однако по сюжету он смертельно болен и не может ходить – на прогулки Дзержинский выносит его на себе. При этом у Антека белоснежные зубы. Это слабый момент многих фильмов, когда герои, которые по сюжету никак не могут обладать белоснежной улыбкой, запросто сверкают ею в 32 зуба.
Эти моменты в целом не портят фильм, но всё же делают его менее реалистичным.
Источник
Нет комментариев