Как и обещали в прошлый раз, когда записывали последнюю серию первого сезона про Ливонскую войну, переместиться на запад, к нашим “дружелюбным” соседям.
Д.Ю. Они же партнеры.
Клим Жуков. Они же партнеры по опасному политическому процессу. Потому, что мы регулярно говорим: “В XV-XVI веке у нас были большие проблемы с Великим княжеством Литовским. Не все было в порядке с Ордой. С крымчаками вообще все было в полном непорядке“. В одном повезло. Нас Западная Европа совсем не трогала. Потому, что им было не до нас категорически. Постоянно спрашивают: “Что же там такое было, что им было не до нас?” Ну, у них было чем заняться. Это, во-первых, Реформация. Во-вторых, проистекшие оттуда религиозные войны. Это было так увлекательно, что они забыли, как они любят русофобствовать. Конечно, с религии у них все началось не очень, в широком смысле, еще до Реформации. По крайней мере, до того, что мы называем Реформацией. Секуляризация светской жизни у них началась в эпоху Возрождения.
Д.Ю. Объясни гражданам, что это такое.
Клим Жуков. Короче говоря, “огражданивание” жизни. То есть, раньше она была сильно религиозная, а стала секулярная. То есть, все, что можно было у религии отнять, стали отнимать, в смысле общественного влияния, еще в эпоху Возрождения, то есть, начиная с XIV века. Конечно, в XIV веке оно только в Италии произрастало. А потом перекинулось во всю Европу.
Д.Ю. А правду говорят, что Возрождение, это было про возрождение Античности?
Клим Жуков. Конечно. Посмотрите на любые папские или епископские энциклики лет за десять. Обязательно найдете, что, во-первых, нельзя продавать церковные должности за деньги. Второе. Нельзя трахать в жопу.
Д.Ю. Это что за ограничения такие?
Клим Жуков. Это называется содомия, этого нельзя делать.
Д.Ю. Это же по-европейски.
Клим Жуков. Так у нас то же самое было. Мы же тоже в Европе. В монастырях это просто цвело. Плюс у католиков еще целибат положен не только монахам, а вообще всем священнослужителям. Иногда не выдерживали. Конечно, дошли они до жизни такой очень не вдруг. За этим был огромный исторический процесс. К религиозным войнам я предлагаю подойти, как мы подошли к Ливонской войне. Потому, что о Ливонской войне мы начали с чего? Как регион дошел до жизни такой в политическом и экономическом смысле. А потом рассказали про главных действующих лиц и их армии. Только потом начали рассказывать про военные действия.
Д.Ю. Правильное решение.
Клим Жуков. Итак, все началось с Реформации. Сначала все были католики. И в религиозном смысле били не католиков. Друг друга они били так, вне религиозного поля. Лупили, правда, изрядно. Вроде все католики. Но ничего, это им не мешало. А вот в крестовые походы ходили то на мусульман, то на язычников. А когда в Европе образовалось две религии, тут уж понятно...
Д.Ю. А вторая?
Клим Жуков. Протестантизм. И вот начались религиозные войны. Правда, конечно, когда мы говорим Реформация, мы подразумеваем некую условность. Потому, что под Реформацией в историографии принято называть реформацию известного деятеля германской католической церкви, Мартина Лютера. Но на самом деле реформационные движения начались гораздо раньше.
Д.Ю. А что им не нравилось? Что они реформировать хотели?
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев