Его определение в СССР и западных странах.
"Мы словом шпионаж не играем. Мы имеем точное и ясное представление о том, что такое шпионаж."
А.Я. Вышинский, из обвинительной речи по Делу о вредительстве на электрических станциях в СССР, 1936 г. СССР.
В самом деле, слово шпионаж, в СССР понимался строго по букве закона, причем смело можно утверждать о высоком уровне юридической грамотности и профессионализме составителей Уголовного кодекса 1926 года. Такое преступное деяние, как шпионаж предусмотрено 10 пунктом статьи 58:
«Шпионаж, т.е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контрреволюционным организациям или частным лицам, - лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет, а в тех случаях, когда шпионаж вызвал или мог вызвать особо тяжелые последствия для интересов государства, - расстрел. Передача или собирание с целью передачи экономических сведений, не составляющих по своему содержанию специально охраняемой государственной тайны, но не подлежащих оглашению по прямому запрещению закона или по распоряжению руководителя ведомства, учреждения и предприятия, за вознаграждение или безвозмездно организациям или лицам, указанным в 1 части настоящей статьи, - лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой на срок до трех лет. Примечание. Специально охраняемой государственной тайной считаются сведения, перечисленные в особом перечне, утверждаемом Советом Народных Комиссаров Союза ССР и опубликовываемом во всеобщее сведение. Обратите внимание, что в статье есть прямое указание, что же такое «специально охраняемая государственная тайна». Это сведения, перечисленные «в особом перечне, утверждаемом Советом Народных Комиссаров Союза ССР и опубликовываемом во всеобщее сведение».
Вдумайтесь во фразу «во всеобщее сведение»! Это означает, что любой гражданин СССР знает, что же относится к государственной тайне, а что нет. Не надо врать, что люди не знали, что разглашают государственные секреты! Что такое хорошо и что такое плохо они знали прекрасно. Сведения опубликованы «во всеобщее сведение». И этим же положением статья НЕ ДАЕТ приватно истолковать действия подозреваемого стороне обвинения. Если человек передал сведения, которые в перечне значатся, он преступник, если иные - нет! Согласитесь, что эта норма ЗАЩИЩАЕТ права граждан от судейского беспредела. Поясню, в чем соль. Есть у нас, к примеру, два закона. Один говорит о шпионаже, другой о государственных тайнах. Судят человека за шпионаж, то есть за разглашение государственной тайны. Вы, заседатели, слушаете речь обвинителя, который начинает перегибать палку. Сам закон о государственных тайнах может быть вам неведом, и, не имея ссылки на него, вы осудите невиновного. А в статье специально прописано - смотри открытый перечень. Посмотрев его, вы уверенно можете охладить пыл прокурора тем, что тот совершает преступление, выдвигая заведомо ложное обвинение против подсудимого. Поэтому обвинение в шпионаже должно было быть четко сформулировано стороной обвинения.
А. Сведения военного характера
1. Дислокация частей, заведений и учреждений Рабоче-Крестьянской Красной Армии и объектов военной охраны, за исключением указанных в особой инструкции Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам.
2. Организация, численность, подготовка, техническое и военно-инженерное оборудование, финансирование, снабжение и вообще состояние вооруженных сил Союза ССР.
3. Мобилизационные и оперативные планы (как общие, так и частичные), расчеты, проекты и мероприятия, а также мобилизационная готовность Рабоче-Крестьянской красной армии, промышленности, транспорта, связи и страны в целом.
4. Дислокация, оборудование, состояние, финансово-производственные планы, производительность всей военной промышленности, а также остальной промышленности в части выполняемых последней военных заказов.
5. Изобретение новых технических и иных средств военной обороны.
6. Объявленные секретными или не подлежащими оглашению издания и документы, имеющие отношение к обороне Союза ССР, а равно данные, основанные на указанных изданиях и документах. Б. Сведения экономического характера
7. Состояние казначейских валютных фондов, сведения о текущем расчетном балансе и оперативно-валютных планах Союза ССР.
8. Открытия, изобретения, технические усовершенствования, в случае признания таковых постановлениями Совета Труда и Обороны или президиума Высшего Совета Народного Хозяйства Союза ССР имеющими особо важное для страны значение и подлежащими сохранению в тайне.
9. Детальные сведения о планах и плановых предположениях, касающихся ввоза и вывоза отдельных товаров, а равно о состоянии экспортных фондов отдельных товаров.
В. Иного рода сведения
Сведения, касающиеся переговоров и соглашений Союза ССР с иностранными государствами, а равно всяких мероприятий и выступлений Союза ССР в области внешней политики и внешней торговли,политики и внешней торговли, поскольку указанные сведения не основаны на официально опубликованных данных.
Как видим, ничего особо страшного в этом перечне нет. Все разумно. По первому пункту не стоит и говорить - военная тайна была, есть и будет. Отметим демократический штрих. Не все издания и документы, имеющие отношение к обороне Союза ССР, составляют государственную тайну, а лишь объявленные секретными или не подлежащими оглашению.
Третий пункт также разумно засекречен. А зачем, собственно, всем знать, что мы поставляем, скажем, на Кубу, не только тракторы, но и танки? О дипломатических шифрах и речи не идет.
Прежде чем говорить о втором пункте, необходимо напомнить, что СССР находился в почти полной экономической и политической блокаде. И что наши добрые союзнички только и ждали, чем бы удушить СССР экономически. Ваша экономика базируется на нефти? А мы возьмем и цены снизим. Полетит ваш план возрождения государства к чертям собачьим.
Об изобретениях и речи не идет. Это и поныне промышленный шпионаж в чистом виде.
А как обстояли дела с подобным перечнем в Англии? Подобный перечень приведен в статье 3 уже известного нам Закона о государственных тайнах. Познакомимся с ним полностью.
Запретными местами в смысле Основного акта являются:
а) всякое оборонительное сооружение, арсенал, принадлежащее военным или морским силам предприятие, фабрика, лагерь, корабль, воздушное судно, телеграф, телефон, беспроволочная или сигнальная станция, принадлежащие Его Величеству или занятые от его имени;
б) всякое место, хотя бы и не принадлежащее Его Величеству, в котором выделываются, ремонтируются, запасаются, складываются предметы военного снаряжения, чертежи и прочее по договору с Его Величеством;
в) всякое место, принадлежащее Его Величеству, или используемое для его целей, если для данного времени оно приказом надлежащего министра объявлено запретным;
г) всякая железная дорога, гужевая дорога и иные пути сообщения по земле или воде, включая постройки, составляющие их часть, и всякое место, используемое для газовых, водяных, электрических и иных предприятий государственного значения, или всякое объявленное министром внутренних дел для данного времени запретным место, в котором выделываются, ремонтируются, запасаются, складываются предметы военного снаряжения, чертежи и прочее, хотя бы и не от имени Его Величества.
Первый и третий пункты выглядят вполне объяснимо (с поправкой на британский колорит), но остальное...
Оцените пассаж: «всякое место, хотя бы и не принадлежащее Его Величеству, в котором складываются предметы военного снаряжения, чертежи»! То есть уже само здание, в котором хранятся такие документы, является запретным! Как впрочем, и его фотоснимок. Причем наличие такого фотоснимка - уже статья! В Англии, наряду с законом от 1920 года, действовал параллельно и аналогичный закон от 22 октября 1911 года, во второй статье которого прямо написано: «какой-нибудь снимок, план, образец, материал, заметка, документ или сведения, имеющие отношение к месту, запретному в смысле настоящего закона, или к предмету, находящемуся в данном месте или используемому в нем, будут собраны, оглашены или переданы лицом, не имеющим на то законных полномочий, то до тех пор, пока противное не будет доказано, должно считаться, что названные предметы или сведения были изготовлены, добыты, собраны, записаны, оглашены или переданы с целью, угрожающей безопасности интересам государства».
Вновь зададимся вопросом: а где пресловутая презумпция невиновности, которая, если верить правозащитникам, была везде, кроме СССР? Ею, понятное дело, и не пахнет, о чем они предпочитают молчать в тряпочку!
Последний пункт наводит на серьезные размышления по поводу шпиономании. Вдумайтесь и оцените тонкий британский юмор: поселковая дорога (обозначенная как гужевая›) уже является секретным объектом!!! Да злым НКВД-шникам такое и в кошмаре присниться не могло! А в связи с уже процитированной мною второй статьей закона о государственных тайнах от 23 октября 1911 года люди, снимающие на фотоаппарат каналы и мосты, также подпадают под действие закона. Ведь это же и есть «постройки, составляющие... часть путей сообщения по земле и воде».
Да, при пристальном взгляде на вопрос существования правосудия в 20-е-30-е годы двадцатого века, можно сказать одно. Правосудие было только в одной стране. В СССР! Это было Сталинское правосудие!
Автор: Алексей УЛИТИН
На фото : Вышинский А. Генеральный прокурор СССР
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев