С. Пушкина.
Иван Билибин родился в Тарховке, близ Петербурга.
Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, И. Я. Билибин предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета (1896-1900). Но одновременно занимался в Рисовальной школе при ОПХ, в мастерской А. Ашбэ в Мюнхене, в школе М. К. Тенишевой у И. Е. Репина.
Уже исполнив первые работы для журнала (1899) и став в следующем году членом объединения '"Мир искусства", он продолжал учёбу вольнослушателем в мастерской И. Е. Репина в Академии Художеств.
Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство. Билибин рано выработал свой графический стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Стиль этот получил название "билибинский", сделался популярным и породил немало подражаний. Сам художник перенёс его из иллюстраций к сказкам в журнальную и промышленную графику (открытки, рекламные плакаты, календари и пр.), а также в политическую карикатуру, которой занимался в годы первой русской революции. Его же он использовал и в своих театральных работах, тем более что Билибину предпочитали заказывать декорации к спектаклям на темы русских сказок или русской старины. Правда, первой его работой в театре были декорации к средневековому мираклю "Действо о Теофиле" (1907). Затем он оформил оперные спектакли "Золотой петушок" (1909) и "Садко" (1914) Н. А. Рим-ского-Корсакова, "Руслан и Людмила" М. И. Глинки (1913) и стал признанным театральным художником.
Билибинские «пряничные» царства, впрочем, действительно романтичны — в том смысле, что откровенно ирреальны, пронизаны лукавой иронией, лишены всякой апологетики. Придерживаясь антимонархически-либеральных убеждений, художник охотно принял участие в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта», появившихся в период Первой русской революции 1905 года. Его политические гротески выделяются своим злым сарказмом, беспощадным к существующему строю. Такова, в частности, карикатура на Николая II («Осел в 1/20 натуральной величины», 1906), за которую он был подвергнут краткому административному аресту.
Когда же революция свершилась, Иван Билибин вначале её не принял: участвовал в агитпропаганде деникинского правительства, в 1920 году эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, затем, в 1925 году, переехал в Париж. Продолжал активно работать в книжном искусстве и сценографии, создал немало красочных панно для украшения частных домов и ресторанов. Его декоративная манера — узорчатая, экзотически броская — стала своеобразным эталоном «стиля рюсс», то есть «русского стиля», за рубежом, питая ностальгические воспоминания. Оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии.
«Национально-большевистский» поворот в политике, распространение идей «советского патриотизма», характерны для сталинской эпохи, способствовали возвращению Билибина на родину. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935–1936), он вновь поселился в Ленинграде.
В 1936 г. Билибин вернулся на родину и был хорошо принят. Он получил место профессора графической мастерской ИЖСА в Ленинграде, в 1939 г. стал доктором искусствоведения.
В последнее десятилетие своей жизни преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая в амплуа книжного и театрального художника: вновь оформил «Сказку о царе Салтане» (как оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова в Государственном театре оперы и балета имени Сергея Мироновича Кирова, 1936–1937, и как книжку Александра Сергеевича Пушкина, вышедшую в те же годы в Гослите). Сергей Михайлович Эйзенштейн задумал привлечь Ивана Яковлевича как художника к работе над фильмом «Иван Грозный», но смерть Билибина в блокадном Ленинграде не позволила осуществиться этой идее.
В первую же блокадную зиму в Ленинграде Билибин умер от голода.
Когда началась война, Билибину предлагали эвакуироваться из Ленинграда. Он отказался: «Из осажёенных крепостей не бегут. Их защищают». А в феврале 1942-го умер от голода... Приёмный сын Билибина Мстислав Потоцкий прошёл всю войну. Был несколько раз ранен, награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Войну закончил в 1945-м в Кенигсберге. Впоследствии стал биологом. Большую часть своей жизни он посвятил сохранению и популяризации наследия Ивана Билибина и жены художника Александры Щекатихиной-Потоцкой, создавшей замечательные работы в области театральной декорации, фарфора, живописи и графики.
У истоков единственного в мире музея русского художника-сказочника Ивана Яковлевича Билибина в Ивангороде Ленинградской области стоял приёмный сын Ивана Яковлевича Билибина – биолог Мстислав Николаевич Потоцкий. В 1980 году он сделал поистине «царский подарок» – передал в дар государству художественную коллекцию своего отчима и матери – Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой. Кроме их произведений в собрание входили также работы Сомова, Добужинского, Коровина, Бенуа, Лансере.
Мстислав Николаевич хотел, чтобы коллекция не оказалась в запасниках какого-либо крупного музея, а могла быть доступной, причем в одном из русских провинциальных городов. Например, в Ивангороде. Он вспоминал, что однажды в 1937 году, когда Куприн был в гостях у Билибина, разговор зашел об этом городе. Выяснилось, что оба они в разное время там бывали и даже останавливались в одном и том же доме. Оба вспоминали, какой удивительный вид открывался из его окон на две крепости по обе стороны реки Наровы. Как говорил Билибин, две культуры, разделенные одной рекой, – Запад и Восток.
Потоцкому эта беседа запала в память. В 1970-х годах в Ленинграде на персональной выставке, посвященной Билибину, он познакомился с директором Ивангородской художественной школы и попросил разрешения выставить работы Билибина в Ивангороде. А в 1979 году начальная школа освободила под музей то самое здание в Ивангороде, в котором как раз останавливались и Билибин, и Куприн. Это было знаком судьбы. Так Потоцкий воплотил мечту своего приёмного отца и стал первым смотрителем данного музея, открывшегося в 1980 году.
Здание историческое – это единственная купеческая постройка, сохранившаяся в Ивангороде после Великой Отечественной войны. Дом был построен владельцем кирпичного завода в Ивангороде Филиппом Яковлевичем Пантелеевым.
Бывает так, что туристы приезжают в Ивангород специально, чтобы прикоснуться к творчеству Билибина, одного из самых русских по духу художников. Ведь всё, что у нас представлено, это только подлинные предметы и произведения. Для такого маленького города, как Ивангород, обладать подобной коллекцией не только почётно, но и очень ответственно.
Я, автор и администратор группы "Исторический альманах" в прошлом году, побывав на экскурсии в Ивангороде, посетила музей Билибина, была приятно удивлена интересной экспозицией и доброжелательностью сотрудников музея, о чём оставила запись в книге отзывов. Спасибо, люди, за сохранённое культурное наследие замечательного и самобытного художника ИВАНА ЯКОВЛЕВИЧА БИЛИБИНА.
Портрет И. Я. Билибина - Борис Кустодиев, 1901 год.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев