Хвала Аллаху, и да пребудет мир и благословение над Посланником Аллаха, а затем: Аллах создал нашу умму, чтобы она продолжала жить, и причины, за счет которых она будет жить, появились с тех пор, как Пророк صلى الله عليه وسلم принял от пророков управление человечеством в ночь «аль-Исра». В ту ночь в ранг обязательности был возведен намаз, который можно считать первой и главной причиной подъема и сохранности любой общины. الَّذِينَ إِنْ مَكَّنَّاهُمْ فِي الْأَرْضِ أَقَامُوا الصَّلاةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ وَأَمَرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَنَهَوْا عَنِ الْمُنْكَرِ وَلِلَّهِ عَاقِبَةُ الْأُمُورِ «Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закат, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел — у Аллаха» (сура «аль-Хаджж», 41). После того, как наша умма приняла на себя управление (когда Пророк سال الله عليه والسلام стал имамом для всех пророков во время их коллективной молитвы), необходимо было убедиться в наличии способов защиты этой умм...ЕщёХвала Аллаху, и да пребудет мир и благословение над Посланником Аллаха, а затем: Аллах создал нашу умму, чтобы она продолжала жить, и причины, за счет которых она будет жить, появились с тех пор, как Пророк صلى الله عليه وسلم принял от пророков управление человечеством в ночь «аль-Исра». В ту ночь в ранг обязательности был возведен намаз, который можно считать первой и главной причиной подъема и сохранности любой общины. الَّذِينَ إِنْ مَكَّنَّاهُمْ فِي الْأَرْضِ أَقَامُوا الصَّلاةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ وَأَمَرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَنَهَوْا عَنِ الْمُنْكَرِ وَلِلَّهِ عَاقِبَةُ الْأُمُورِ «Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закат, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел — у Аллаха» (сура «аль-Хаджж», 41). После того, как наша умма приняла на себя управление (когда Пророк سال الله عليه والسلام стал имамом для всех пророков во время их коллективной молитвы), необходимо было убедиться в наличии способов защиты этой уммы: защитить ее от того, чтобы она погубила саму себя, а также защитить ее от болезней и от врагов. Защита уммы от ее самой означала ее защиту от заблуждений, грехов и страстей.
В хадисе о ночном переносе говорится: «Во время ночного путешествия Пророку صلى الله عليه وسلم предложили два кубка, один из которых был наполнен вином, а другой — молоком. Он посмотрел на них и выбрал молоко, после чего Джибриль, мир ему, сказал: «Хвала Аллаху, Который указал тебе путь к фитре; если бы ты выбрал вино, члены твоей общины сбились бы с пути!»» Затем одно за другим последовали видения, предостерегающие от погибели из-за заблуждений. Среди них было видение человека, убившего верблюдицу Салиха: «…и он увидел красно-синего человека, кудрявого и растрепанного». Когда он увидел его, он спросил: «Кто это, о Джибриль?» Он ответил: «Это тот, кто подрезал сухожилия у верблюдицы». Народ Самуд – это приведенный в Коране пример того, как исчезали целые общины, и подрезание сухожилий у верблюдицы стало причиной, по котором Аллах предписал погибель для той общины.
Во время своего ночного вознесения Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم видел самые опасные примеры того, что приводит общину к концу и погибели. Анас передал, что Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «В ночь вознесения я увидел мужчин, губы которых резали ножницами из огня. Я спросил: “О Джибриль, кто эти люди?” Он сказал: “Это проповедники твоей общины, которые велят людям придерживаться благочестия, забывая о себе, хотя и читают Коран. Неужели они не образумятся?!”» Также перед Посланником Аллаха صلى الله عليه وسلم в ночь «аль-Исра» представали другие видения, предостерегающие от совершения грехов и следованию страстям – например, от поедания мяса людей. Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Когда меня вознесли на небо, я прошел рядом с людьми, у которых были ногти из меди, и они царапали ими свои лица и груди. Я спросил: “Кто это, о Джибриль?” Он ответил: “Это – поедающие мясо людей и бесчестящие их». Таким образом, Коран объединил потерю намаза и следование страстям в...ЕщёВо время своего ночного вознесения Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم видел самые опасные примеры того, что приводит общину к концу и погибели. Анас передал, что Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «В ночь вознесения я увидел мужчин, губы которых резали ножницами из огня. Я спросил: “О Джибриль, кто эти люди?” Он сказал: “Это проповедники твоей общины, которые велят людям придерживаться благочестия, забывая о себе, хотя и читают Коран. Неужели они не образумятся?!”» Также перед Посланником Аллаха صلى الله عليه وسلم в ночь «аль-Исра» представали другие видения, предостерегающие от совершения грехов и следованию страстям – например, от поедания мяса людей. Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Когда меня вознесли на небо, я прошел рядом с людьми, у которых были ногти из меди, и они царапали ими свои лица и груди. Я спросил: “Кто это, о Джибриль?” Он ответил: “Это – поедающие мясо людей и бесчестящие их». Таким образом, Коран объединил потерю намаза и следование страстям в причину погибели и уничтожения, упомянув до этого о пророках, имеющих шариатскую власть над человечеством, начиная с Адама и кончая печатью пророков и посланников : أُوْلَئِكَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِم مِّنَ النَّبِيِّينَ مِن ذُرِّيَّةِ آدَمَ وَمِمَّنْ حَمَلْنَا مَعَ نُوحٍ وَمِن ذُرِّيَّةِ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْرَائِيلَ وَمِمَّنْ هَدَيْنَا وَاجْتَبَيْنَا إِذَا تُتْلَى عَلَيْهِمْ آيَاتُ الرَّحْمَن خَرُّوا سُجَّدًا وَبُكِيًّا . فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُوا الصَّلَاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا «Это — те, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, которые были потомками Адама и тех, кого Мы спасли вместе с Нухом, и потомками Ибрагима и Исраила, и из числа тех, кого Мы наставили на прямой путь и избрали. Когда им читали аяты Милостивого, они падали ниц и рыдали. После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло)» (сура «Марьям», 58-59).
Таким образом, в ночь «аль-Исра» полноценная основа для установления уммы была завершена. Посланник Аллаха سال الله عليه والسلام взял на себя управление человечеством через свое руководство коллективной молитвой всех пророков. Он выбрал фитру, предпочтя молоко вину, олицетворявшему заблуждения, и увидел предостережения от грехов и страстей в тех видениях. В обязанность было вменено совершение намаза. После этого пришло то, что защищает умму от болезней – приказ ангелов делать хиджаму, как об этом говорится в хадисе: «Мимо какой бы группы ангелов я ни проходил в ночь Вознесения, все они говорили: «Тебе следует делать хиджаму, о Мухаммад». Очевидно, что приказ Посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم о хиджаме в ночь Вознесения не был поверхностным и преходящим. Это был очень важный приказ и завет, что можно понять из слов Посланника صلى الله عليه وسلم : «Ангелы не прекращали завещать мне…» и «…мимо какой бы группы ангелов я ни проходил…» Приказ или завет исходил не от какого-то ангела, а от...ЕщёТаким образом, в ночь «аль-Исра» полноценная основа для установления уммы была завершена. Посланник Аллаха سال الله عليه والسلام взял на себя управление человечеством через свое руководство коллективной молитвой всех пророков. Он выбрал фитру, предпочтя молоко вину, олицетворявшему заблуждения, и увидел предостережения от грехов и страстей в тех видениях. В обязанность было вменено совершение намаза. После этого пришло то, что защищает умму от болезней – приказ ангелов делать хиджаму, как об этом говорится в хадисе: «Мимо какой бы группы ангелов я ни проходил в ночь Вознесения, все они говорили: «Тебе следует делать хиджаму, о Мухаммад». Очевидно, что приказ Посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم о хиджаме в ночь Вознесения не был поверхностным и преходящим. Это был очень важный приказ и завет, что можно понять из слов Посланника صلى الله عليه وسلم : «Ангелы не прекращали завещать мне…» и «…мимо какой бы группы ангелов я ни проходил…» Приказ или завет исходил не от какого-то ангела, а от каждой группы ангелов, мимо которых проходил Пророк صلى الله عليه وسلم , и на всем его пути вознесения находились ангелы.
Это можно понять и из формулировки этого завета: «Тебе следует делать хиджаму, Мухаммад» — это обращение лично к Посланнику صلى الله عليه وسلم Также приводится и другая форма завета: « прикажи своей умме делать хиджаму». Таким образом, это завет касался лично Пророка صلى الله عليه وسلم и его уммы.
Т.к. приказ делать хиджаму исходил от ангелов, в этом можно усмотреть особый смысл – охрана и сохранение, потому что ангелы – хранители людей.
Доказательством этого являются слова Всевышнего Аллаха: لَهُ مُعَقِّبَاتٌ مِّن بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ يَحْفَظُونَهُ مِنْ أَمْرِ اللّهِ «Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха» (сура «ар-Раъд», 11). В суре «аль-Исра» говорится: أَقِمِ الصَّلاَةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلَى غَسَقِ اللَّيْلِ وَقُرْآنَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْآنَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах)» (сура «аль-Исра», 78). В тафсире этого аята приводится хадис от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلمказал: «Ангелы приходят к вам по очереди и ночью, и днём, и все они собираются на фаджр-намаз и аср-намаз. Когда те, кто побывал среди вас, поднимается, их Господь спрашивает, хотя Он знает лучше о них: «В каком состоянии вы оставили рабов Моих?» Ангелы отвечают: «Они сове...ЕщёДоказательством этого являются слова Всевышнего Аллаха: لَهُ مُعَقِّبَاتٌ مِّن بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ يَحْفَظُونَهُ مِنْ أَمْرِ اللّهِ «Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха» (сура «ар-Раъд», 11). В суре «аль-Исра» говорится: أَقِمِ الصَّلاَةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلَى غَسَقِ اللَّيْلِ وَقُرْآنَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْآنَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах)» (сура «аль-Исра», 78). В тафсире этого аята приводится хадис от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلمказал: «Ангелы приходят к вам по очереди и ночью, и днём, и все они собираются на фаджр-намаз и аср-намаз. Когда те, кто побывал среди вас, поднимается, их Господь спрашивает, хотя Он знает лучше о них: «В каком состоянии вы оставили рабов Моих?» Ангелы отвечают: «Они совершали молитвы, когда мы оставили их, когда мы спустились к ним, они также молились».
То, что ангелы приказывали делать хиджаму в присутствии Джибриля, придает этому приказу еще больший размах, потому что Джибриль – это тот, кто проявил Замзам, ставший одной из самых больших и важных причин исцеления для уммы: «…когда он рыл Замзам своим крылом, и оттуда забила вода…». Вода Замзама стала такой, как о ней сказал Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم : «Вода Замзама помогает осуществлению того, ради чего ты ее пьешь» (хадис привел Ахмад, Ибн Маджа, и аль-Альбани назвал его достоверным). Пророк صلى الله عليه وسلم также сказал: «Лучшая вода на поверхности земле – это вода Замзама. В ней – сытная еда и лечение болезни» («ас-Сильсиля ас-сахиха», 1056).
На основании этого мы можем увидеть мудрость, касающуюся раскрытия груди Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم и того, что в ночь Перенесения он был омыт водой Замзама. От Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Ко мне пришли и отправились со мной к Замзаму, раскрыли мою грудь и она была вымыта, затем я снизошел» (хадис приводится у аль-Бухари и Муслима). Связь приказа о хиджаме с уммой согласно ангельскому завету «о Мухаммад, прикажи своей умме делать хиджаму» объясняет нам основной смысл приказа о хиджаме, данный в ночь Вознесения: посредством этой хиджамы оставшейся умме, руководящей всем человечеством, предписывается здравие до самого Судного часа. Хиджама вместе с причинами, относящимися к предопределению, пришла для того, чтобы эта умма оставалась, чтобы она пребывала в здравии и благополучии после того, как в ночь «аль-Исра» к ней перешло управление и лидерство.
Таким образом, во снах есть связь между хиджамой и управлением,...ЕщёНа основании этого мы можем увидеть мудрость, касающуюся раскрытия груди Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم и того, что в ночь Перенесения он был омыт водой Замзама. От Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Ко мне пришли и отправились со мной к Замзаму, раскрыли мою грудь и она была вымыта, затем я снизошел» (хадис приводится у аль-Бухари и Муслима). Связь приказа о хиджаме с уммой согласно ангельскому завету «о Мухаммад, прикажи своей умме делать хиджаму» объясняет нам основной смысл приказа о хиджаме, данный в ночь Вознесения: посредством этой хиджамы оставшейся умме, руководящей всем человечеством, предписывается здравие до самого Судного часа. Хиджама вместе с причинами, относящимися к предопределению, пришла для того, чтобы эта умма оставалась, чтобы она пребывала в здравии и благополучии после того, как в ночь «аль-Исра» к ней перешло управление и лидерство.
Таким образом, во снах есть связь между хиджамой и управлением, если рассматривать символическое толкование событий. Ибн Сирин говорит: «Кто увидел во сне, что он делает хиджаму или ему делают хиджаму, тот получит управление чем-либо или возложит на себя какой-либо аманат».
Учитывая управление, полученное Пророк صلى الله عليه وسلم по причине того, что он являлся печатью пророков и посланников, и то, что его умма сохранится до наступления Часа, событие «аль-Исра» собрало в себе все причины сохранности уммы: намаз, защиту от заблуждений и защиту от болезней вплоть до последних перед Судным днем времен.
После этого говорится о защите уммы от ее врагов посредством джихада, ставшего основным мотивом суры «аль-Исра», начиная с первой части этой суры, где описывается опыт бану Исраиль: وَقَضَيْنَا إِلَى بَنِي إِسْرَائِيلَ فِي الْكِتَابِ لَتُفْسِدُنَّ فِي الأَرْضِ مَرَّتَيْنِ وَلَتَعْلُنَّ عُلُوًّا كَبِيرًا فَإِذَا جَاء وَعْدُ أُولاهُمَا بَعَثْنَا عَلَيْكُمْ عِبَادًا لَّنَا أُوْلِي بَأْسٍ شَدِيدٍ فَجَاسُواْ خِلاَلَ الدِّيَارِ وَكَانَ وَعْدًا مَّفْعُولاً ثُمَّ رَدَدْنَا لَكُمُ الْكَرَّةَ عَلَيْهِمْ وَأَمْدَدْنَاكُم بِأَمْوَالٍ وَبَنِينَ وَجَعَلْنَاكُمْ أَكْثَرَ نَفِيرًا إِنْ أَحْسَنتُمْ أَحْسَنتُمْ لِأَنفُسِكُمْ وَإِنْ أَسَأْتُمْ فَلَهَا فَإِذَا جَاء وَعْدُ الآخِرَةِ لِيَسُوؤُواْ وُجُوهَكُمْ وَلِيَدْخُلُواْ الْمَسْجِدَ كَمَا دَخَلُوهُ أَوَّلَ مَرَّةٍ وَلِيُتَبِّرُواْ مَا عَلَوْاْ تَتْبِيرًا عَسَى رَبُّكُمْ أَن يَرْحَمَكُمْ وَإِنْ عُدتُّمْ عُدْنَا وَجَعَلْنَا جَهَنَّمَ لِلْكَافِرِينَ حَصِيرًا «Мы предопределили сынам Исраила в Писании: «Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете чрезм...ЕщёПосле этого говорится о защите уммы от ее врагов посредством джихада, ставшего основным мотивом суры «аль-Исра», начиная с первой части этой суры, где описывается опыт бану Исраиль: وَقَضَيْنَا إِلَى بَنِي إِسْرَائِيلَ فِي الْكِتَابِ لَتُفْسِدُنَّ فِي الأَرْضِ مَرَّتَيْنِ وَلَتَعْلُنَّ عُلُوًّا كَبِيرًا فَإِذَا جَاء وَعْدُ أُولاهُمَا بَعَثْنَا عَلَيْكُمْ عِبَادًا لَّنَا أُوْلِي بَأْسٍ شَدِيدٍ فَجَاسُواْ خِلاَلَ الدِّيَارِ وَكَانَ وَعْدًا مَّفْعُولاً ثُمَّ رَدَدْنَا لَكُمُ الْكَرَّةَ عَلَيْهِمْ وَأَمْدَدْنَاكُم بِأَمْوَالٍ وَبَنِينَ وَجَعَلْنَاكُمْ أَكْثَرَ نَفِيرًا إِنْ أَحْسَنتُمْ أَحْسَنتُمْ لِأَنفُسِكُمْ وَإِنْ أَسَأْتُمْ فَلَهَا فَإِذَا جَاء وَعْدُ الآخِرَةِ لِيَسُوؤُواْ وُجُوهَكُمْ وَلِيَدْخُلُواْ الْمَسْجِدَ كَمَا دَخَلُوهُ أَوَّلَ مَرَّةٍ وَلِيُتَبِّرُواْ مَا عَلَوْاْ تَتْبِيرًا عَسَى رَبُّكُمْ أَن يَرْحَمَكُمْ وَإِنْ عُدتُّمْ عُدْنَا وَجَعَلْنَا جَهَنَّمَ لِلْكَافِرِينَ حَصِيرًا «Мы предопределили сынам Исраила в Писании: «Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете чрезмерно высокомерными». Когда настала пора первого из двух бесчинств, Мы наслали на вас Наших могущественных рабов, которые прошлись по землям. Так обещание было исполнено. Затем Мы вновь даровали вам победу над ними. Мы поддержали вас богатством и сыновьями и сделали вас более многочисленными. Мы сказали «Если вы творите добро, то поступаете во благо себе. А если вы вершите зло, то поступаете во вред себе». Когда же наступил срок последнего обещания, Мы позволили вашим врагам опечалить ваши лица, войти в Иерусалимскую мечеть подобно тому, как они вошли туда в первый раз, и до основания разрушить все, что попадало им в руки. Быть может, ваш Господь помилует вас. Но если вы вернетесь к бесчинству, то Мы также вернемся к наказанию. Мы сделали Геенну местом заточения для неверующих».
В тафсирах этих аятов говорится: «Первое возмездие им за их слепоту и глухоту объясняется в Его словах: «Когда настала пора первого из двух бесчинств, Мы наслали на вас Наших могущественных рабов», а во второй раз Он объяснил возмездие им за их слепоту и глухоту, сказав: «Когда же наступил срок последнего обещания, Мы позволили вашим врагам опечалить ваши лица, войти в Иерусалимскую мечеть подобно тому, как они вошли туда в первый раз, и до основания разрушить все, что попадало им в руки». Об их покаянии, случившемся между первым и вторым разом, Он упомянул в словах: «Мы поддержали вас богатством и сыновьями и сделали вас более многочисленными». После этого Он сказал, что если они опять вернутся к своему бесчинству, Он вновь прибегнет к наказанию: «Но если вы вернетесь к бесчинству, то Мы также вернемся к наказанию». И они вернулись к бесчинству, когда сочли лжецом Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم и скрыли его описания, приводившиеся в Торе. Тогда Аллах вновь наказал их и даровал н...ЕщёВ тафсирах этих аятов говорится: «Первое возмездие им за их слепоту и глухоту объясняется в Его словах: «Когда настала пора первого из двух бесчинств, Мы наслали на вас Наших могущественных рабов», а во второй раз Он объяснил возмездие им за их слепоту и глухоту, сказав: «Когда же наступил срок последнего обещания, Мы позволили вашим врагам опечалить ваши лица, войти в Иерусалимскую мечеть подобно тому, как они вошли туда в первый раз, и до основания разрушить все, что попадало им в руки». Об их покаянии, случившемся между первым и вторым разом, Он упомянул в словах: «Мы поддержали вас богатством и сыновьями и сделали вас более многочисленными». После этого Он сказал, что если они опять вернутся к своему бесчинству, Он вновь прибегнет к наказанию: «Но если вы вернетесь к бесчинству, то Мы также вернемся к наказанию». И они вернулись к бесчинству, когда сочли лжецом Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم и скрыли его описания, приводившиеся в Торе. Тогда Аллах вновь наказал их и даровал над ними власть Своему Пророку صلى الله عليه وسلم, когда он истребил бану Курейза и изгнал бану Кайнука и бану ан-Надыр (как Всевышний Аллах упомянул об этом в суре «аль-Хашр») («Адва аль-баян фи идах аль-Кур’ан биль-Кур’ан», 6\160). Таким образом, упоминание о джихаде (являющемся основой для поднятия уммы и ее защитой от врагов) объединяется с упоминанием защиты этой уммы от всех причин погибели (предостерегая ее от заблуждений), с упоминанием о хиджаме (как о защите от всех болезней) и с вменением в обязанность намаза как основы поднятия уммы. Если считать, что ночь «аль-Исра» стала началом образования уммы и ее сохранности, а также началом установления ее защиты, то все эти причины объединились вместе в рамках постоянных и утвержденных установлений (сунн) Аллаха. Связь между намазом и защитой от заблуждений проявилась в том, что намаз оберегает от мерзости, что является утвержденным установлением Аллаха: إِنَّ الصَّلَاةَ تَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاء وَالْمُنكَرِ
А то, что причина болезни – это мерзость, также является утвержденным установлением Аллаха, как сказал Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم : «Когда в каком-либо народе появятся непристойность и разврат, и это подвергнется широкой огласке, то среди них распространятся чума и болезни, неведомые их предкам». Из этих установлений Аллаха также определяется связь между хиджамой и джихадом. Эта связь между хиджамой и джихадом, которая просматривается в истории о ночном перенесении, приводимой в Коране и Сунне, определяет их общее представление в рамках утвержденных установлений Аллаха по нескольким причинам: - Истинная суть хиджамы строится на крови, которая по своей жидкой сущности связана с правилом, приводящимся в словах Аллаха: أَنزَلَ مِنَ السَّمَاء مَاء فَسَالَتْ أَوْدِيَةٌ بِقَدَرِهَا فَاحْتَمَلَ السَّيْلُ زَبَدًا رَّابِيًا وَمِمَّا يُوقِدُونَ عَلَيْهِ فِي النَّارِ ابْتِغَاء حِلْيَةٍ أَوْ مَتَاعٍ زَبَدٌ مِّثْلُهُ كَذَلِكَ يَضْرِبُ اللّهُ الْحَقَّ وَالْبَاطِلَ فَأَمَّا الزَّبَدُ فَيَذْه...ЕщёА то, что причина болезни – это мерзость, также является утвержденным установлением Аллаха, как сказал Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم : «Когда в каком-либо народе появятся непристойность и разврат, и это подвергнется широкой огласке, то среди них распространятся чума и болезни, неведомые их предкам». Из этих установлений Аллаха также определяется связь между хиджамой и джихадом. Эта связь между хиджамой и джихадом, которая просматривается в истории о ночном перенесении, приводимой в Коране и Сунне, определяет их общее представление в рамках утвержденных установлений Аллаха по нескольким причинам: - Истинная суть хиджамы строится на крови, которая по своей жидкой сущности связана с правилом, приводящимся в словах Аллаха: أَنزَلَ مِنَ السَّمَاء مَاء فَسَالَتْ أَوْدِيَةٌ بِقَدَرِهَا فَاحْتَمَلَ السَّيْلُ زَبَدًا رَّابِيًا وَمِمَّا يُوقِدُونَ عَلَيْهِ فِي النَّارِ ابْتِغَاء حِلْيَةٍ أَوْ مَتَاعٍ زَبَدٌ مِّثْلُهُ كَذَلِكَ يَضْرِبُ اللّهُ الْحَقَّ وَالْبَاطِلَ فَأَمَّا الزَّبَدُ فَيَذْهَبُ جُفَاء وَأَمَّا مَا يَنفَعُ النَّاسَ فَيَمْكُثُ فِي الأَرْضِ كَذَلِكَ يَضْرِبُ اللّهُ الأَمْثَالَ «Он ниспосылает с неба воду, и долины наполняются потоками в соответствии с их размерами. Поток несет пену, поднявшуюся на поверхность. Подобная же пена появляется на том, что раскаливают в огне для изготовления украшений или утвари. Такими притчами Аллах разъясняет истину и ложь. Пена будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле. Такие притчи приводит Аллах» (сура «ар-Раъд», 17). Пена на поверхности крови, которая не приносит пользу – это как раз то, что выводит из тела хиджама, после чего в теле остается только полезная кровь. - Хиджама противостоит излишней крови, и Пророк صلى الله عليه وسلم описывает вредную кровь, которую выводит хиджама, «притесняющей», т.е. той кровью, которая притесняет и переходит свои границы. Об этом говорится в словах Пророка صلى الله عليه وسلم : «И пусть ни у одного из вас не поднимется кровь так, что убьет его», и использованное в хадисе слово «поднимается» или «придет в волнение» образуется от понятия «багъй» («несправедливость, притеснение»), т.е. кровь кого-то притесняет и переходит свои границы.
Сражения обычно происходили в четверг. От Каъба ибн Малика передается, что Пророк صلى الله عليه وسلم вышел на газават Табук в четверг, и он любил выходить на газаваты по четвергам (хадис привели Ахмад и аль-Бухари). Также Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم атаковал по утрам, как об этом говорится в хадисе о газавате Хейбар, когда он отправился на Хейбар и прибыл туда ночью. Когда он приходил к какому-то народу ночью, он не атаковал их, пока не наступало утро. Утром же иудеи вышли со своими лопатами и корзинами. Когда они увидели его, то сказали: «Мухаммад и армия!». И Посланник Аллаха сказал: «Аллаху акбар! Хейбар будет разрушен. Если мы спустимся к ним, то скверным будет утро тех, кого предупреждали». В тот день их кони в сражении стали теми самыми «аль-мугират субха» (нападающими на заре), как говорится в суре «аль-Адият: فَالْمُغِيرَاتِ صُبْحاً «Клянусь нападающими на заре!» (сура «аль-Адият», 3). Что касается времени проведения хиджамы, то указание на совпадение этого времени с вр...ЕщёСражения обычно происходили в четверг. От Каъба ибн Малика передается, что Пророк صلى الله عليه وسلم вышел на газават Табук в четверг, и он любил выходить на газаваты по четвергам (хадис привели Ахмад и аль-Бухари). Также Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم атаковал по утрам, как об этом говорится в хадисе о газавате Хейбар, когда он отправился на Хейбар и прибыл туда ночью. Когда он приходил к какому-то народу ночью, он не атаковал их, пока не наступало утро. Утром же иудеи вышли со своими лопатами и корзинами. Когда они увидели его, то сказали: «Мухаммад и армия!». И Посланник Аллаха сказал: «Аллаху акбар! Хейбар будет разрушен. Если мы спустимся к ним, то скверным будет утро тех, кого предупреждали». В тот день их кони в сражении стали теми самыми «аль-мугират субха» (нападающими на заре), как говорится в суре «аль-Адият: فَالْمُغِيرَاتِ صُبْحاً «Клянусь нападающими на заре!» (сура «аль-Адият», 3). Что касается времени проведения хиджамы, то указание на совпадение этого времени с временем джихада (утро четверга) приводится в словах Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم : «Хиджама на пустой желудок лучше, и в ней заключается излечение и баракат, и она лучше сохраняет разум. Делайте хиджаму с благословения Аллаха в четверг».
Четверг был выбран для сражений и хиджамы, потому что это день, когда дела поднимаются к Аллаху. Вознесение дел относится к «аль-Исра» в том, что пророк Идрис был вознесен на высокое место, и говорилось так же, что вознесение благих дела Идриса стало причиной его вознесения на четвертое небо. Ибн Аббас сказал: «Я спросил Каъба о вознесении Идриса на высокое место, и он ответил: «Идрис был богобоязненным рабом, и от него возносилось столько благих дел, сколько возносилось дел от всех обитателей земли его эпохи» («ад-Дурр аль-мансур», 5\518). Отсюда мы можем увидеть суть связи между хиджамой и джихадом в ночь «аль-Исра». Отсюда также видна прямая связь между джихадом и вознесением дел с одной стороны и связь между вознесением дел и хиджамой – с другой. О связи джихада с вознесением дел говорится в словах Аллаха سال الله عليه والسلام : مَن كَانَ يُرِيدُ الْعِزَّةَ فَلِلَّهِ الْعِزَّةُ جَمِيعًا إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ وَالْعَمَلُ الصَّالِحُ يَرْفَعُهُ وَالَّذِينَ يَمْكُرُونَ...ЕщёЧетверг был выбран для сражений и хиджамы, потому что это день, когда дела поднимаются к Аллаху. Вознесение дел относится к «аль-Исра» в том, что пророк Идрис был вознесен на высокое место, и говорилось так же, что вознесение благих дела Идриса стало причиной его вознесения на четвертое небо. Ибн Аббас сказал: «Я спросил Каъба о вознесении Идриса на высокое место, и он ответил: «Идрис был богобоязненным рабом, и от него возносилось столько благих дел, сколько возносилось дел от всех обитателей земли его эпохи» («ад-Дурр аль-мансур», 5\518). Отсюда мы можем увидеть суть связи между хиджамой и джихадом в ночь «аль-Исра». Отсюда также видна прямая связь между джихадом и вознесением дел с одной стороны и связь между вознесением дел и хиджамой – с другой. О связи джихада с вознесением дел говорится в словах Аллаха سال الله عليه والسلام : مَن كَانَ يُرِيدُ الْعِزَّةَ فَلِلَّهِ الْعِزَّةُ جَمِيعًا إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ وَالْعَمَلُ الصَّالِحُ يَرْفَعُهُ وَالَّذِينَ يَمْكُرُونَ السَّيِّئَاتِ لَهُمْ عَذَابٌ شَدِيدٌ وَمَكْرُ أُوْلَئِكَ هُوَ يَبُورُ «Если кто жаждет могущества, то ведь могущество целиком принадлежит Аллаху. К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние (или праведное деяние возносит прекрасное слово; или праведное деяние возносит человека). А тем, которые замышляют злодеяния, уготованы тяжкие мучения, и их замыслы окажутся безуспешными» (сура «Фатыр», 10). Могущество приходит в качестве воздаяния за благие дела, вознесенные к Аллаху سال الله عليه والسلام , потому что могущество – это возвышенность и высокое положение, подобное вознесению дел. Затем, в конце аята, упоминается противостояние между истиной и ложью: وَالَّذِينَ يَمْكُرُونَ السَّيِّئَاتِ لَهُمْ عَذَابٌ شَدِيدٌ وَمَكْرُ أُوْلَئِكَ هُوَ يَبُورُ «А тем, которые замышляют злодеяния, уготованы тяжкие мучения, и их замыслы окажутся безуспешными».
В тафсире к словам «и их замыслы» Абуль-А́лия говорит: «Это те люди, которые строили козни Пророку صلى الله عليه وسلم , собравшись в Дар ан-надве» (аль-Джамиъ ли-ахкам аль-Кур’ан», 14\333). Слово «безуспешные» происходит от «бавар بوار» — застой в торговле, когда товар не продают. Здесь это слово использовалось в значении разочарования, сравнивая их козни и стремление убить Пророка صلى الله عليه وسلم («ат-Тахрир ват-танвир», 22\275). Что касается прямой связи между ночным переносом и хиджамой, то в них обеих был выход: Аль-Исра (ночной перенос) – это выход из тяжести тела путем поднятия и вознесения.
Хиджама – это выход тяжести болезни путем исцеления, если считать болезнь тяжестью, а исцеление – легкостью и энергией, как об этом говорится в хадисе о болезни Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم , когда он «обнаружил в себе легкость» («Сахих» Ибн Хиббан, 14\567).
В другом хадисе Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сделал дуа за больного, тот встал, и он сказал о нем: «Он встал, как бу...ЕщёВ тафсире к словам «и их замыслы» Абуль-А́лия говорит: «Это те люди, которые строили козни Пророку صلى الله عليه وسلم , собравшись в Дар ан-надве» (аль-Джамиъ ли-ахкам аль-Кур’ан», 14\333). Слово «безуспешные» происходит от «бавар بوار» — застой в торговле, когда товар не продают. Здесь это слово использовалось в значении разочарования, сравнивая их козни и стремление убить Пророка صلى الله عليه وسلم («ат-Тахрир ват-танвир», 22\275). Что касается прямой связи между ночным переносом и хиджамой, то в них обеих был выход: Аль-Исра (ночной перенос) – это выход из тяжести тела путем поднятия и вознесения.
Хиджама – это выход тяжести болезни путем исцеления, если считать болезнь тяжестью, а исцеление – легкостью и энергией, как об этом говорится в хадисе о болезни Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم , когда он «обнаружил в себе легкость» («Сахих» Ибн Хиббан, 14\567).
В другом хадисе Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сделал дуа за больного, тот встал, и он сказал о нем: «Он встал, как будто бы освободился из оков (оживился)» («Итхаф аль-хияра аль-махара», 4\419). Таким образом, как описывается в истории аль-Исра валь-миърадж, хиджама привносит одну из основ сохранности уммы, охраняя ее развитие, управление, здоровье, благополучие, долголетие и могущество, достигающееся посредством джихада.
Комментарии 12
Аллах создал нашу умму, чтобы она продолжала жить, и причины, за счет которых она будет жить, появились с тех пор, как Пророк
صلى الله عليه وسلم принял от пророков управление человечеством в ночь «аль-Исра».
В ту ночь в ранг обязательности был возведен намаз, который можно считать первой и главной причиной подъема и сохранности любой общины.
الَّذِينَ إِنْ مَكَّنَّاهُمْ فِي الْأَرْضِ أَقَامُوا الصَّلاةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ وَأَمَرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَنَهَوْا عَنِ الْمُنْكَرِ وَلِلَّهِ عَاقِبَةُ الْأُمُورِ
«Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закат, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел — у Аллаха» (сура «аль-Хаджж», 41).
После того, как наша умма приняла на себя управление (когда Пророк سال الله عليه والسلام стал имамом для всех пророков во время их коллективной молитвы), необходимо было убедиться в наличии способов защиты этой умм...ЕщёХвала Аллаху, и да пребудет мир и благословение над Посланником Аллаха, а затем:
Аллах создал нашу умму, чтобы она продолжала жить, и причины, за счет которых она будет жить, появились с тех пор, как Пророк
صلى الله عليه وسلم принял от пророков управление человечеством в ночь «аль-Исра».
В ту ночь в ранг обязательности был возведен намаз, который можно считать первой и главной причиной подъема и сохранности любой общины.
الَّذِينَ إِنْ مَكَّنَّاهُمْ فِي الْأَرْضِ أَقَامُوا الصَّلاةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ وَأَمَرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَنَهَوْا عَنِ الْمُنْكَرِ وَلِلَّهِ عَاقِبَةُ الْأُمُورِ
«Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закат, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел — у Аллаха» (сура «аль-Хаджж», 41).
После того, как наша умма приняла на себя управление (когда Пророк سال الله عليه والسلام стал имамом для всех пророков во время их коллективной молитвы), необходимо было убедиться в наличии способов защиты этой уммы: защитить ее от того, чтобы она погубила саму себя, а также защитить ее от болезней и от врагов.
Защита уммы от ее самой означала ее защиту от заблуждений, грехов и страстей.
Затем одно за другим последовали видения, предостерегающие от погибели из-за заблуждений. Среди них было видение человека, убившего верблюдицу Салиха: «…и он увидел красно-синего человека, кудрявого и растрепанного». Когда он увидел его, он спросил: «Кто это, о Джибриль?» Он ответил: «Это тот, кто подрезал сухожилия у верблюдицы».
Народ Самуд – это приведенный в Коране пример того, как исчезали целые общины, и подрезание сухожилий у верблюдицы стало причиной, по котором Аллах предписал погибель для той общины.
Также перед Посланником Аллаха صلى الله عليه وسلم в ночь «аль-Исра» представали другие видения, предостерегающие от совершения грехов и следованию страстям – например, от поедания мяса людей. Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Когда меня вознесли на небо, я прошел рядом с людьми, у которых были ногти из меди, и они царапали ими свои лица и груди. Я спросил: “Кто это, о Джибриль?” Он ответил: “Это – поедающие мясо людей и бесчестящие их».
Таким образом, Коран объединил потерю намаза и следование страстям в...ЕщёВо время своего ночного вознесения Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم видел самые опасные примеры того, что приводит общину к концу и погибели. Анас передал, что Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «В ночь вознесения я увидел мужчин, губы которых резали ножницами из огня. Я спросил: “О Джибриль, кто эти люди?” Он сказал: “Это проповедники твоей общины, которые велят людям придерживаться благочестия, забывая о себе, хотя и читают Коран. Неужели они не образумятся?!”»
Также перед Посланником Аллаха صلى الله عليه وسلم в ночь «аль-Исра» представали другие видения, предостерегающие от совершения грехов и следованию страстям – например, от поедания мяса людей. Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Когда меня вознесли на небо, я прошел рядом с людьми, у которых были ногти из меди, и они царапали ими свои лица и груди. Я спросил: “Кто это, о Джибриль?” Он ответил: “Это – поедающие мясо людей и бесчестящие их».
Таким образом, Коран объединил потерю намаза и следование страстям в причину погибели и уничтожения, упомянув до этого о пророках, имеющих шариатскую власть над человечеством, начиная с Адама и кончая печатью пророков и посланников :
أُوْلَئِكَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِم مِّنَ النَّبِيِّينَ مِن ذُرِّيَّةِ آدَمَ وَمِمَّنْ حَمَلْنَا مَعَ نُوحٍ وَمِن ذُرِّيَّةِ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْرَائِيلَ وَمِمَّنْ هَدَيْنَا وَاجْتَبَيْنَا إِذَا تُتْلَى عَلَيْهِمْ آيَاتُ الرَّحْمَن خَرُّوا سُجَّدًا وَبُكِيًّا . فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُوا الصَّلَاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا
«Это — те, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, которые были потомками Адама и тех, кого Мы спасли вместе с Нухом, и потомками Ибрагима и Исраила, и из числа тех, кого Мы наставили на прямой путь и избрали. Когда им читали аяты Милостивого, они падали ниц и рыдали. После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло)» (сура «Марьям», 58-59).
Посланник Аллаха سال الله عليه والسلام взял на себя управление человечеством через свое руководство коллективной молитвой всех пророков. Он выбрал фитру, предпочтя молоко вину, олицетворявшему заблуждения, и увидел предостережения от грехов и страстей в тех видениях. В обязанность было вменено совершение намаза.
После этого пришло то, что защищает умму от болезней – приказ ангелов делать хиджаму, как об этом говорится в хадисе: «Мимо какой бы группы ангелов я ни проходил в ночь Вознесения, все они говорили: «Тебе следует делать хиджаму, о Мухаммад». Очевидно, что приказ Посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم о хиджаме в ночь Вознесения не был поверхностным и преходящим. Это был очень важный приказ и завет, что можно понять из слов Посланника صلى الله عليه وسلم : «Ангелы не прекращали завещать мне…» и «…мимо какой бы группы ангелов я ни проходил…»
Приказ или завет исходил не от какого-то ангела, а от...ЕщёТаким образом, в ночь «аль-Исра» полноценная основа для установления уммы была завершена.
Посланник Аллаха سال الله عليه والسلام взял на себя управление человечеством через свое руководство коллективной молитвой всех пророков. Он выбрал фитру, предпочтя молоко вину, олицетворявшему заблуждения, и увидел предостережения от грехов и страстей в тех видениях. В обязанность было вменено совершение намаза.
После этого пришло то, что защищает умму от болезней – приказ ангелов делать хиджаму, как об этом говорится в хадисе: «Мимо какой бы группы ангелов я ни проходил в ночь Вознесения, все они говорили: «Тебе следует делать хиджаму, о Мухаммад». Очевидно, что приказ Посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم о хиджаме в ночь Вознесения не был поверхностным и преходящим. Это был очень важный приказ и завет, что можно понять из слов Посланника صلى الله عليه وسلم : «Ангелы не прекращали завещать мне…» и «…мимо какой бы группы ангелов я ни проходил…»
Приказ или завет исходил не от какого-то ангела, а от каждой группы ангелов, мимо которых проходил Пророк صلى الله عليه وسلم , и на всем его пути вознесения находились ангелы.
Это можно понять и из формулировки этого завета: «Тебе следует делать хиджаму, Мухаммад» — это обращение лично к Посланнику صلى الله عليه وسلم Также приводится и другая форма завета: « прикажи своей умме делать хиджаму». Таким образом, это завет касался лично Пророка صلى الله عليه وسلم и его уммы.
Т.к. приказ делать хиджаму исходил от ангелов, в этом можно усмотреть особый смысл – охрана и сохранение, потому что ангелы – хранители людей.
لَهُ مُعَقِّبَاتٌ مِّن بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ يَحْفَظُونَهُ مِنْ أَمْرِ اللّهِ
«Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха» (сура «ар-Раъд», 11).
В суре «аль-Исра» говорится:
أَقِمِ الصَّلاَةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلَى غَسَقِ اللَّيْلِ وَقُرْآنَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْآنَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا
«Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах)» (сура «аль-Исра», 78).
В тафсире этого аята приводится хадис от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلمказал: «Ангелы приходят к вам по очереди и ночью, и днём, и все они собираются на фаджр-намаз и аср-намаз. Когда те, кто побывал среди вас, поднимается, их Господь спрашивает, хотя Он знает лучше о них: «В каком состоянии вы оставили рабов Моих?» Ангелы отвечают: «Они сове...ЕщёДоказательством этого являются слова Всевышнего Аллаха:
لَهُ مُعَقِّبَاتٌ مِّن بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ يَحْفَظُونَهُ مِنْ أَمْرِ اللّهِ
«Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха» (сура «ар-Раъд», 11).
В суре «аль-Исра» говорится:
أَقِمِ الصَّلاَةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلَى غَسَقِ اللَّيْلِ وَقُرْآنَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْآنَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا
«Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах)» (сура «аль-Исра», 78).
В тафсире этого аята приводится хадис от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلمказал: «Ангелы приходят к вам по очереди и ночью, и днём, и все они собираются на фаджр-намаз и аср-намаз. Когда те, кто побывал среди вас, поднимается, их Господь спрашивает, хотя Он знает лучше о них: «В каком состоянии вы оставили рабов Моих?» Ангелы отвечают: «Они совершали молитвы, когда мы оставили их, когда мы спустились к ним, они также молились».
То, что ангелы приказывали делать хиджаму в присутствии Джибриля, придает этому приказу еще больший размах, потому что Джибриль – это тот, кто проявил Замзам, ставший одной из самых больших и важных причин исцеления для уммы: «…когда он рыл Замзам своим крылом, и оттуда забила вода…». Вода Замзама стала такой, как о ней сказал Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم : «Вода Замзама помогает осуществлению того, ради чего ты ее пьешь» (хадис привел Ахмад, Ибн Маджа, и аль-Альбани назвал его достоверным).
Пророк صلى الله عليه وسلم также сказал: «Лучшая вода на поверхности земле – это вода Замзама. В ней – сытная еда и лечение болезни» («ас-Сильсиля ас-сахиха», 1056).
От Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Ко мне пришли и отправились со мной к Замзаму, раскрыли мою грудь и она была вымыта, затем я снизошел» (хадис приводится у аль-Бухари и Муслима).
Связь приказа о хиджаме с уммой согласно ангельскому завету «о Мухаммад, прикажи своей умме делать хиджаму» объясняет нам основной смысл приказа о хиджаме, данный в ночь Вознесения: посредством этой хиджамы оставшейся умме, руководящей всем человечеством, предписывается здравие до самого Судного часа.
Хиджама вместе с причинами, относящимися к предопределению, пришла для того, чтобы эта умма оставалась, чтобы она пребывала в здравии и благополучии после того, как в ночь «аль-Исра» к ней перешло управление и лидерство.
Таким образом, во снах есть связь между хиджамой и управлением,...ЕщёНа основании этого мы можем увидеть мудрость, касающуюся раскрытия груди Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم и того, что в ночь Перенесения он был омыт водой Замзама.
От Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Ко мне пришли и отправились со мной к Замзаму, раскрыли мою грудь и она была вымыта, затем я снизошел» (хадис приводится у аль-Бухари и Муслима).
Связь приказа о хиджаме с уммой согласно ангельскому завету «о Мухаммад, прикажи своей умме делать хиджаму» объясняет нам основной смысл приказа о хиджаме, данный в ночь Вознесения: посредством этой хиджамы оставшейся умме, руководящей всем человечеством, предписывается здравие до самого Судного часа.
Хиджама вместе с причинами, относящимися к предопределению, пришла для того, чтобы эта умма оставалась, чтобы она пребывала в здравии и благополучии после того, как в ночь «аль-Исра» к ней перешло управление и лидерство.
Таким образом, во снах есть связь между хиджамой и управлением, если рассматривать символическое толкование событий. Ибн Сирин говорит: «Кто увидел во сне, что он делает хиджаму или ему делают хиджаму, тот получит управление чем-либо или возложит на себя какой-либо аманат».
Учитывая управление, полученное Пророк صلى الله عليه وسلم по причине того, что он являлся печатью пророков и посланников, и то, что его умма сохранится до наступления Часа, событие «аль-Исра» собрало в себе все причины сохранности уммы: намаз, защиту от заблуждений и защиту от болезней вплоть до последних перед Судным днем времен.
وَقَضَيْنَا إِلَى بَنِي إِسْرَائِيلَ فِي الْكِتَابِ لَتُفْسِدُنَّ فِي الأَرْضِ مَرَّتَيْنِ وَلَتَعْلُنَّ عُلُوًّا كَبِيرًا فَإِذَا جَاء وَعْدُ أُولاهُمَا بَعَثْنَا عَلَيْكُمْ عِبَادًا لَّنَا أُوْلِي بَأْسٍ شَدِيدٍ فَجَاسُواْ خِلاَلَ الدِّيَارِ وَكَانَ وَعْدًا مَّفْعُولاً ثُمَّ رَدَدْنَا لَكُمُ الْكَرَّةَ عَلَيْهِمْ وَأَمْدَدْنَاكُم بِأَمْوَالٍ وَبَنِينَ وَجَعَلْنَاكُمْ أَكْثَرَ نَفِيرًا إِنْ أَحْسَنتُمْ أَحْسَنتُمْ لِأَنفُسِكُمْ وَإِنْ أَسَأْتُمْ فَلَهَا فَإِذَا جَاء وَعْدُ الآخِرَةِ لِيَسُوؤُواْ وُجُوهَكُمْ وَلِيَدْخُلُواْ الْمَسْجِدَ كَمَا دَخَلُوهُ أَوَّلَ مَرَّةٍ وَلِيُتَبِّرُواْ مَا عَلَوْاْ تَتْبِيرًا عَسَى رَبُّكُمْ أَن يَرْحَمَكُمْ وَإِنْ عُدتُّمْ عُدْنَا وَجَعَلْنَا جَهَنَّمَ لِلْكَافِرِينَ حَصِيرًا
«Мы предопределили сынам Исраила в Писании: «Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете чрезм...ЕщёПосле этого говорится о защите уммы от ее врагов посредством джихада, ставшего основным мотивом суры «аль-Исра», начиная с первой части этой суры, где описывается опыт бану Исраиль:
وَقَضَيْنَا إِلَى بَنِي إِسْرَائِيلَ فِي الْكِتَابِ لَتُفْسِدُنَّ فِي الأَرْضِ مَرَّتَيْنِ وَلَتَعْلُنَّ عُلُوًّا كَبِيرًا فَإِذَا جَاء وَعْدُ أُولاهُمَا بَعَثْنَا عَلَيْكُمْ عِبَادًا لَّنَا أُوْلِي بَأْسٍ شَدِيدٍ فَجَاسُواْ خِلاَلَ الدِّيَارِ وَكَانَ وَعْدًا مَّفْعُولاً ثُمَّ رَدَدْنَا لَكُمُ الْكَرَّةَ عَلَيْهِمْ وَأَمْدَدْنَاكُم بِأَمْوَالٍ وَبَنِينَ وَجَعَلْنَاكُمْ أَكْثَرَ نَفِيرًا إِنْ أَحْسَنتُمْ أَحْسَنتُمْ لِأَنفُسِكُمْ وَإِنْ أَسَأْتُمْ فَلَهَا فَإِذَا جَاء وَعْدُ الآخِرَةِ لِيَسُوؤُواْ وُجُوهَكُمْ وَلِيَدْخُلُواْ الْمَسْجِدَ كَمَا دَخَلُوهُ أَوَّلَ مَرَّةٍ وَلِيُتَبِّرُواْ مَا عَلَوْاْ تَتْبِيرًا عَسَى رَبُّكُمْ أَن يَرْحَمَكُمْ وَإِنْ عُدتُّمْ عُدْنَا وَجَعَلْنَا جَهَنَّمَ لِلْكَافِرِينَ حَصِيرًا
«Мы предопределили сынам Исраила в Писании: «Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете чрезмерно высокомерными». Когда настала пора первого из двух бесчинств, Мы наслали на вас Наших могущественных рабов, которые прошлись по землям. Так обещание было исполнено. Затем Мы вновь даровали вам победу над ними. Мы поддержали вас богатством и сыновьями и сделали вас более многочисленными. Мы сказали «Если вы творите добро, то поступаете во благо себе. А если вы вершите зло, то поступаете во вред себе». Когда же наступил срок последнего обещания, Мы позволили вашим врагам опечалить ваши лица, войти в Иерусалимскую мечеть подобно тому, как они вошли туда в первый раз, и до основания разрушить все, что попадало им в руки. Быть может, ваш Господь помилует вас. Но если вы вернетесь к бесчинству, то Мы также вернемся к наказанию. Мы сделали Геенну местом заточения для неверующих».
Таким образом, упоминание о джихаде (являющемся основой для поднятия уммы и ее защитой от врагов) объединяется с упоминанием защиты этой уммы от всех причин погибели (предостерегая ее от заблуждений), с упоминанием о хиджаме (как о защите от всех болезней) и с вменением в обязанность намаза как основы поднятия уммы.
Если считать, что ночь «аль-Исра» стала началом образования уммы и ее сохранности, а также началом установления ее защиты, то все эти причины объединились вместе в рамках постоянных и утвержденных установлений (сунн) Аллаха.
Связь между намазом и защитой от заблуждений проявилась в том, что намаз оберегает от мерзости, что является утвержденным установлением Аллаха:
إِنَّ الصَّلَاةَ تَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاء وَالْمُنكَرِ
Из этих установлений Аллаха также определяется связь между хиджамой и джихадом. Эта связь между хиджамой и джихадом, которая просматривается в истории о ночном перенесении, приводимой в Коране и Сунне, определяет их общее представление в рамках утвержденных установлений Аллаха по нескольким причинам:
- Истинная суть хиджамы строится на крови, которая по своей жидкой сущности связана с правилом, приводящимся в словах Аллаха:
أَنزَلَ مِنَ السَّمَاء مَاء فَسَالَتْ أَوْدِيَةٌ بِقَدَرِهَا فَاحْتَمَلَ السَّيْلُ زَبَدًا رَّابِيًا وَمِمَّا يُوقِدُونَ عَلَيْهِ فِي النَّارِ ابْتِغَاء حِلْيَةٍ أَوْ مَتَاعٍ زَبَدٌ مِّثْلُهُ كَذَلِكَ يَضْرِبُ اللّهُ الْحَقَّ وَالْبَاطِلَ فَأَمَّا الزَّبَدُ فَيَذْه...ЕщёА то, что причина болезни – это мерзость, также является утвержденным установлением Аллаха, как сказал Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم : «Когда в каком-либо народе появятся непристойность и разврат, и это подвергнется широкой огласке, то среди них распространятся чума и болезни, неведомые их предкам».
Из этих установлений Аллаха также определяется связь между хиджамой и джихадом. Эта связь между хиджамой и джихадом, которая просматривается в истории о ночном перенесении, приводимой в Коране и Сунне, определяет их общее представление в рамках утвержденных установлений Аллаха по нескольким причинам:
- Истинная суть хиджамы строится на крови, которая по своей жидкой сущности связана с правилом, приводящимся в словах Аллаха:
أَنزَلَ مِنَ السَّمَاء مَاء فَسَالَتْ أَوْدِيَةٌ بِقَدَرِهَا فَاحْتَمَلَ السَّيْلُ زَبَدًا رَّابِيًا وَمِمَّا يُوقِدُونَ عَلَيْهِ فِي النَّارِ ابْتِغَاء حِلْيَةٍ أَوْ مَتَاعٍ زَبَدٌ مِّثْلُهُ كَذَلِكَ يَضْرِبُ اللّهُ الْحَقَّ وَالْبَاطِلَ فَأَمَّا الزَّبَدُ فَيَذْهَبُ جُفَاء وَأَمَّا مَا يَنفَعُ النَّاسَ فَيَمْكُثُ فِي الأَرْضِ كَذَلِكَ يَضْرِبُ اللّهُ الأَمْثَالَ
«Он ниспосылает с неба воду, и долины наполняются потоками в соответствии с их размерами. Поток несет пену, поднявшуюся на поверхность. Подобная же пена появляется на том, что раскаливают в огне для изготовления украшений или утвари. Такими притчами Аллах разъясняет истину и ложь. Пена будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле. Такие притчи приводит Аллах» (сура «ар-Раъд», 17).
Пена на поверхности крови, которая не приносит пользу – это как раз то, что выводит из тела хиджама, после чего в теле остается только полезная кровь.
- Хиджама противостоит излишней крови, и Пророк صلى الله عليه وسلم описывает вредную кровь, которую выводит хиджама, «притесняющей», т.е. той кровью, которая притесняет и переходит свои границы. Об этом говорится в словах Пророка صلى الله عليه وسلم : «И пусть ни у одного из вас не поднимется кровь так, что убьет его», и использованное в хадисе слово «поднимается» или «придет в волнение» образуется от понятия «багъй» («несправедливость, притеснение»), т.е. кровь кого-то притесняет и переходит свои границы.
Также Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم атаковал по утрам, как об этом говорится в хадисе о газавате Хейбар, когда он отправился на Хейбар и прибыл туда ночью. Когда он приходил к какому-то народу ночью, он не атаковал их, пока не наступало утро. Утром же иудеи вышли со своими лопатами и корзинами. Когда они увидели его, то сказали: «Мухаммад и армия!». И Посланник Аллаха сказал: «Аллаху акбар! Хейбар будет разрушен. Если мы спустимся к ним, то скверным будет утро тех, кого предупреждали».
В тот день их кони в сражении стали теми самыми «аль-мугират субха» (нападающими на заре), как говорится в суре «аль-Адият:
فَالْمُغِيرَاتِ صُبْحاً
«Клянусь нападающими на заре!» (сура «аль-Адият», 3).
Что касается времени проведения хиджамы, то указание на совпадение этого времени с вр...ЕщёСражения обычно происходили в четверг. От Каъба ибн Малика передается, что Пророк صلى الله عليه وسلم вышел на газават Табук в четверг, и он любил выходить на газаваты по четвергам (хадис привели Ахмад и аль-Бухари).
Также Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم атаковал по утрам, как об этом говорится в хадисе о газавате Хейбар, когда он отправился на Хейбар и прибыл туда ночью. Когда он приходил к какому-то народу ночью, он не атаковал их, пока не наступало утро. Утром же иудеи вышли со своими лопатами и корзинами. Когда они увидели его, то сказали: «Мухаммад и армия!». И Посланник Аллаха сказал: «Аллаху акбар! Хейбар будет разрушен. Если мы спустимся к ним, то скверным будет утро тех, кого предупреждали».
В тот день их кони в сражении стали теми самыми «аль-мугират субха» (нападающими на заре), как говорится в суре «аль-Адият:
فَالْمُغِيرَاتِ صُبْحاً
«Клянусь нападающими на заре!» (сура «аль-Адият», 3).
Что касается времени проведения хиджамы, то указание на совпадение этого времени с временем джихада (утро четверга) приводится в словах Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم : «Хиджама на пустой желудок лучше, и в ней заключается излечение и баракат, и она лучше сохраняет разум. Делайте хиджаму с благословения Аллаха в четверг».
Вознесение дел относится к «аль-Исра» в том, что пророк Идрис был вознесен на высокое место, и говорилось так же, что вознесение благих дела Идриса стало причиной его вознесения на четвертое небо. Ибн Аббас сказал: «Я спросил Каъба о вознесении Идриса на высокое место, и он ответил: «Идрис был богобоязненным рабом, и от него возносилось столько благих дел, сколько возносилось дел от всех обитателей земли его эпохи» («ад-Дурр аль-мансур», 5\518).
Отсюда мы можем увидеть суть связи между хиджамой и джихадом в ночь «аль-Исра».
Отсюда также видна прямая связь между джихадом и вознесением дел с одной стороны и связь между вознесением дел и хиджамой – с другой.
О связи джихада с вознесением дел говорится в словах Аллаха سال الله عليه والسلام :
مَن كَانَ يُرِيدُ الْعِزَّةَ فَلِلَّهِ الْعِزَّةُ جَمِيعًا إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ وَالْعَمَلُ الصَّالِحُ يَرْفَعُهُ وَالَّذِينَ يَمْكُرُونَ...ЕщёЧетверг был выбран для сражений и хиджамы, потому что это день, когда дела поднимаются к Аллаху.
Вознесение дел относится к «аль-Исра» в том, что пророк Идрис был вознесен на высокое место, и говорилось так же, что вознесение благих дела Идриса стало причиной его вознесения на четвертое небо. Ибн Аббас сказал: «Я спросил Каъба о вознесении Идриса на высокое место, и он ответил: «Идрис был богобоязненным рабом, и от него возносилось столько благих дел, сколько возносилось дел от всех обитателей земли его эпохи» («ад-Дурр аль-мансур», 5\518).
Отсюда мы можем увидеть суть связи между хиджамой и джихадом в ночь «аль-Исра».
Отсюда также видна прямая связь между джихадом и вознесением дел с одной стороны и связь между вознесением дел и хиджамой – с другой.
О связи джихада с вознесением дел говорится в словах Аллаха سال الله عليه والسلام :
مَن كَانَ يُرِيدُ الْعِزَّةَ فَلِلَّهِ الْعِزَّةُ جَمِيعًا إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ وَالْعَمَلُ الصَّالِحُ يَرْفَعُهُ وَالَّذِينَ يَمْكُرُونَ السَّيِّئَاتِ لَهُمْ عَذَابٌ شَدِيدٌ وَمَكْرُ أُوْلَئِكَ هُوَ يَبُورُ
«Если кто жаждет могущества, то ведь могущество целиком принадлежит Аллаху. К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние (или праведное деяние возносит прекрасное слово; или праведное деяние возносит человека). А тем, которые замышляют злодеяния, уготованы тяжкие мучения, и их замыслы окажутся безуспешными» (сура «Фатыр», 10).
Могущество приходит в качестве воздаяния за благие дела, вознесенные к Аллаху سال الله عليه والسلام , потому что могущество – это возвышенность и высокое положение, подобное вознесению дел. Затем, в конце аята, упоминается противостояние между истиной и ложью:
وَالَّذِينَ يَمْكُرُونَ السَّيِّئَاتِ لَهُمْ عَذَابٌ شَدِيدٌ وَمَكْرُ أُوْلَئِكَ هُوَ يَبُورُ
«А тем, которые замышляют злодеяния, уготованы тяжкие мучения, и их замыслы окажутся безуспешными».
Слово «безуспешные» происходит от «бавар بوار» — застой в торговле, когда товар не продают. Здесь это слово использовалось в значении разочарования, сравнивая их козни и стремление убить Пророка صلى الله عليه وسلم («ат-Тахрир ват-танвир», 22\275).
Что касается прямой связи между ночным переносом и хиджамой, то в них обеих был выход:
Аль-Исра (ночной перенос) – это выход из тяжести тела путем поднятия и вознесения.
Хиджама – это выход тяжести болезни путем исцеления, если считать болезнь тяжестью, а исцеление – легкостью и энергией, как об этом говорится в хадисе о болезни Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم , когда он «обнаружил в себе легкость» («Сахих» Ибн Хиббан, 14\567).
В другом хадисе Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сделал дуа за больного, тот встал, и он сказал о нем: «Он встал, как бу...ЕщёВ тафсире к словам «и их замыслы» Абуль-А́лия говорит: «Это те люди, которые строили козни Пророку صلى الله عليه وسلم , собравшись в Дар ан-надве» (аль-Джамиъ ли-ахкам аль-Кур’ан», 14\333).
Слово «безуспешные» происходит от «бавар بوار» — застой в торговле, когда товар не продают. Здесь это слово использовалось в значении разочарования, сравнивая их козни и стремление убить Пророка صلى الله عليه وسلم («ат-Тахрир ват-танвир», 22\275).
Что касается прямой связи между ночным переносом и хиджамой, то в них обеих был выход:
Аль-Исра (ночной перенос) – это выход из тяжести тела путем поднятия и вознесения.
Хиджама – это выход тяжести болезни путем исцеления, если считать болезнь тяжестью, а исцеление – легкостью и энергией, как об этом говорится в хадисе о болезни Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم , когда он «обнаружил в себе легкость» («Сахих» Ибн Хиббан, 14\567).
В другом хадисе Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сделал дуа за больного, тот встал, и он сказал о нем: «Он встал, как будто бы освободился из оков (оживился)» («Итхаф аль-хияра аль-махара», 4\419).
Таким образом, как описывается в истории аль-Исра валь-миърадж, хиджама привносит одну из основ сохранности уммы, охраняя ее развитие, управление, здоровье, благополучие, долголетие и могущество, достигающееся посредством джихада.
http://ar.islamway.net/article/5338
Перевод: http://www.muslimnames.ru/