Адриан ван Утрехт Натюрморт с виноградом Фландрия, 1640-е гг.
Эта картина - пример "роскошного натюрморта", появившегося во фламандской живописи под влиянием Яна Давидса де Хема (1606-1684), уроженца Утрехта, жившего в Антверпене с 1636 г. На столе представлены спелые экзотические фрукты, созревшие под южным солнцем. Они лежат в дорогой чаше китайского фарфора и на плоском кованом серебряном блюде с рельефным рисунком. На столе стоит высокий бокал зеленого стекла, наполненный вином, что в сочетании с плодами винограда символизирует таинство Евхаристии, а поврежденная каменная стена - традиционное живописное олицетворение библейской темы суетности бытия и земных наслаждений ("vanitas").
Поль Сезанн
Фрукты
Франция, около 1879 г.
Жанр натюрморта занимает большое место в творчестве Сезанна. Мир обыденных вещей привлекал художника выразительностью пластических форм Тема картины напоминает о натюрмортах старых мастеров (посуда, салфетка, фрукты), но в отличие от живописцев прошлых эпох Сезанн равнодушен к фактуре предметов. В каждом компоненте натюрморта мастер выявляет определенность формы, пластический объем. Простота форм придает им особую цельность. Предметы размещены в пространстве так, что они не заслоняют друг друга, каждый из них значим. Им присущ стабильный, неизменный цвет. Синим цветом передан уплотненный воздух. Отойдя от импрессионизма, Сезанн противопоставил сиюминутности впечатления поиск постоянного и вечного.
Анри Матисс
Посуда и фрукты
Франция, 1901 г.
Натюрморт "Посуда и фрукты" датируется 1901 г. В тот год состоялась ретроспективная выставка давно ушедшего из мира Ван Гога. Она произвела огромное впечатление на молодых художников. И форсирование цвета в этой картине, возможно, в какой-то мере связано с посещением выставки. Чистый цвет в натюрморте интенсивен и сочен. Мастер дает глубокий и сложный в разработке лилово-фиолетовый тон и в нем мощный аккорд оранжевого кувшина, словно впитавшего в себя солнечный жар; желтый лимон в холодной тени с ярко-красным черенком, цвет которого находит отклик не только в зрелом помидоре, но и во всем живописном строе холста. Напряженный цвет, динамичный мазок наделяют картину повышенным жизненным тонусом.
#ЭрмитажКоллекции#ЭрмитажКоллекции
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев