Стела Ипи. Третья четверть XIV в. до н. э. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Египет – страна, которая раскинулась среди песков, словно мираж. Высокие и огромные пирамиды, будто стражи, охраняют покои фараонов, напоминая о величии древней цивилизации. В Государственном Эрмитаже собрана уникальная коллекция экспонатов, относящихся к культуре Древнего Египта. Она охватывает период с конца IV тысячелетия до н. э. и до начала новой эпохи: Старого, Среднего и Нового царств, а также македонской династии. Мы предлагаем совершить путешествие в Древний Египет и более подробно познакомиться с одним из экспонатов Эрмитажа – стелой Ипи. А заодно узнать об известняке, из которого был сделан данный артефакт.
Камень из морских бассейнов
Различные фактуры обработки поверхности известняка
Известняк – осадочная горная порода, состоящая преимущественно из кальцита (СаСО3). По характеру и степени зернистости известняки разделяются на кристаллические, органогенные, обломочные и со смешанной структурой. Чистые известняки имеют белый или светло-серый цвет, примеси органических веществ окрашивают их в чёрный и тёмно-серый, а окислы железа – в жёлтый, коричневый и красный цвета.
По происхождению известняки подразделяются на: - органогенные, образующиеся за счёт накопления органики - остатков древних организмов - хемогенные, возникающие в результате химического осаждения кальцита из водных растворов или при испарении воды - обломочные, образующиеся за счёт накопления обломков – продуктов разрушения более древних карбонатных пород
Большинство известняков формировалось в мелководных морских бассейнах путём накопления органических остатков при одновременном химическом осаждении кальцита, реже эти процессы происходили в в водоёмах суши. Известняки залегают в виде пластов толщиной от нескольких сотен до нескольких тысяч метров. Залежи известняков встречаются среди отложений всех геологических эпох: от докембрийских до антропогеновых. Известняк используют во многих отраслях народного хозяйства: в чёрной металлургии, в химической промышленности при производстве соды, минеральных удобрений и др., в сахароварении для очистки свекловичных соков, в стекольной промышленности для придания стеклу термической стойкости и механической прочности. В строительстве известняк используют в качестве щебня, камня для кладки стен, в облицовочных и декоративно-отделочных работах.
Хороший белый камень
Э. Хильдебрандт. Большой Сфинкс Гизы на фоне пирамид. 1851. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Известняк – достаточно прочный материал, который легко поддаётся обработке и хорошо держит полировку. Ему можно придать любую форму, создать барельеф или высечь узор. Именно поэтому практически все древние цивилизации использовали известняк как в строительстве, так и в создании предметов искусства. Из этой горной породы египтяне возводили пирамиды. Известняком в Древнем Египте также укрепляли и облицовывали постройки из сырцового кирпича. Залежи известняка были широко распространены вдоль средиземноморского побережья и долины Нила от Каира на севере до Эсны на юге, поэтому известняк со времён Древнего царства стал главным камнем египетских строителей. Его называли государственным камнем и хорошим белым камнем из Тура-Масара, так как издревле главными известняковыми каменоломнями Египта были Тура и Масара, расположенные примерно в шести километрах к югу от Каира. Другие каменоломни тянутся от Бени-Хасана до Шейх-Абады, и повсюду видны следы древних разработок. Обычно известняк для постройки брался в ближайшей каменоломне, но для облицовочных работ могли использоваться и отдалённые карьеры, если там можно было найти образцы, обладающие приятным оттенком и текстурой. Все блоки для постройки добывали одним и тем же способом: вертикальные поверхности вырубались металлическими инструментами, а от скалы блоки отделялись с помощью клиньев, вбиваемых снизу. В Древнем Египте очень важное символическое значение имел материал, из которого создавались произведения искусства. Камень символизировал неизменность, постоянство и вечную жизнь. Поэтому известняк соответствовал назначению пирамид, построенных в качестве усыпальниц для фараонов.
Египетские стелы
И. Вихман, М. де Вос. Египетские пирамиды. 1683. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Из этого камня также делали стелы – вертикальные каменные плиты с рельефными изображениями и надписями. Их начали создавать в конце Древнего царства. Они устанавливались в качестве межевых камней, на них для всеобщего ознакомления высекали тексты судебных постановлений, государственных законов. Стелы также помещали в храмы. И, конечно же, стелы были неотъемлемой частью гробницы богатого человека. Погребальная стела Ипи относится к одному из ярчайших произведений древнеегипетской пластики. Она была создана в поздние годы правления Тутанхамона, примерно в 1320-х годах до н. э. В этот период Египет ненадолго возвратился от почитания бога солнца Атона к прежним верованиям и культу многочисленных божеств, отвергнув религиозную реформу фараона Эхнатона после его смерти. Сановник по имени Ипи при жизни носил титулы царского опахалоносца, царского писца и великого домоправителя. На стеле изображена сцена принесения жертв сидящему за жертвенным столом богу смерти Анубису. Перед статуей бога мёртвых – жертвенник с сосудом для ритуальных возлияний и два связанных бутона лотоса. При Тутанхамоне сцены поклонения богам начинают занимать центральное место во всех ритуальных изображениях – тем самым люди извинялись перед богами за отмену их культов при прежнем царе Эхнатоне. Стела Ипи полностью выполнена из известняковой плиты. Надписи на ней содержат обращения к живым, имя и титулы Ипи. Также прекрасно сохранились минеральные краски, продержавшиеся на камне более двух тысячелетий. Увидеть стелу Ипи можно в Зале Древнего Египта в Главном музейном комплексе Эрмитажа. А различные разновидности известняка вы найдёте в Геологоразведочном Институте Карпинского.
Ночь музеев, главная выставка года, авторская кукла и эрмитажная фотовыставка. Сегодня мы расскажем, что вас ждёт в Эрмитаже и его социальных сетях на этой неделе. #Эрмитаж_Live
Сегодня мы хотим напомнить вам о новых видеоэкскурсиях и о тех событиях, которые прошли в Эрмитаже за последнюю неделю. #Эрмитаж_дайджест
Новости Эрмитажа
Государственный Эрмитаж и Новая Голландия подписали соглашение о сотрудничестве 10 апреля 2024 года Государственный Эрмитаж и Новая Голландия подписали соглашение о сотрудничестве. Оно заложило основу долгосрочного образовательного проекта: в пространстве «Сообщество» начал работать Лекторий Эрмитажа. Одна из его главных целей — сделать уникальную музейную коллекцию доступнее для петербуржцев и гостей города.
. В нашей рубрике мы смотрим на Эрмитаж и его экспонаты с точки зрения геологии: из каких камней и минералов созданы здания и экспонаты музея. Следите за публикациями в социальных сетях! #гео_эрмитаж#Эрмитаж_гости
Эрмитаж. Хроника военных лет. 1941–1945. Письмо Любови Антоновой
Друзья, мы продолжаем праздновать 79-летие Победы в Великой Отечественной войне и публикуем новое воспоминание сотрудницы Эрмитажа об этом тяжёлом времени. Героиня сегодняшнего эпизода ― Любовь Владимировна Антонова, которая руководила эрмитажным интернатом и заботилась в эвакуации о нескольких сотнях детей сотрудников музея. Текст читает старший научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа Людмила Ивановна Давыдова. В 2020 году издательство Государственного Эрмитажа перевыпустило сборник «Эрмитаж. Хроника военных лет. 1941–1945». Это второе, дополненное издание книги, посвящённой жизни музея во время Ве
Воссоединение пары. Мебельные раритеты семьи Демидовых
До 26 мая в Зимнем дворце работает выставка «Мебельные раритеты семьи Демидовых. История и реставрация». Экспозиция посвящена окончанию реставрации наборного комода с вензелем Екатерины Великой. Парный ему комод находился в Пратолино, итальянском владении Демидовых. В 2021 году его приобрёл коллекционер Михаил Суслов на аукционе в Париже. Оба предмета мебели можно увидеть на выставке. Комод из эрмитажного собрания декорирован в технике наборного дерева, инкрустирован костью и украшен гербом Сибири и вензелем «ЕII» под короной. Он был изготовлен в Санкт-Петербурге в 1760–70-е годы по заказу Никиты Акинфиевича Демидова, крупного заводч
«Тайна превратилась в историю»: в Эрмитаже показывают находки из курганов хунну
Лица всадников хунну и сцены нападения фантастических хищников на лосей и яков, вышитые на коврах до нашей эры, уникальные китайские лакированные чашечки и шелковые штаны с низкой проймой, какие носили вожди кочевников, — все это можно увидеть на новой выставке Эрмитажа «Археологический феномен. Между прошлым и будущим»
Лица всадников хунну и сцены нападения фантастических хищников на лосей и яков, вышитые на коврах до нашей эры, уникальные китайские лакированные чашечки и шелковые штаны с ...
мы рассказали о том, как Эрмитаж, его сотрудники и коллекции переживали 4 года войны и блокады Ленинграда. Сегодня предлагаем вам послушать воспоминания непосредственной участницы этих событий. В 2020 году издательство Государственного Эрмитажа перевыпустило сборник «Эрмитаж. Хроника военных лет. 1941–1945». Это второе, дополненное издание книги, посвящённой жизни музея во время Великой Отечественной войны. В сборник вошли воспоминания, письма и рисунки сотрудников музея, которые спасали экспонаты в блокадном Ленинграде, ра
Эрмитаж спасённый. Как ленинградцы сохраняли музей в годы Великой Отечественной войны
Эрмитаж – это не только крупнейший энциклопедический музей. Здания Главного музейного комплекса хранят память о тяжёлых годах Великой Отечественной войны, когда сотрудники Эрмитажа в условиях блокады и бомбардировок защищали музей и экспонаты от гибели.
Дорогие друзья, мы продолжаем знакомить Вас с экспонатами проекта «БДТ – Эрмитаж. Восток» – аудиовизуального маршрута по залам постоянной экспозиции искусства стран Ближнего Востока на третьем этаже Зимнего дворца.
Комментарии 3