В Малой церкви можно продолжить знакомство с уникальными экспонатами, впервые представляющими коллекцию богослужебных одежд из собрания музея. Смена экспозиции связана с особыми условиями, которые необходимо соблюдать при хранении и показе тканей.
Наиболее ранняя группа предметов ‒ облачения XVII века. В этот период из-за отсутствия собственного крупного мануфактурного производства для создания церковных одежд, в основном, использовались привозные восточные и западноевропейские ткани. Их украшали великолепными вышивками, драгоценными камнями и металлами. Подобным уникальным экспонатом является Фелонь (конец XVI ‒ начала XVII века), рисунок атласной ткани которой обладает характерными элементами османского стиля. Его композиция строится на повторяющемся раппорте из тюльпанов и гвоздик. Облачение имеет древнюю колоколообразную форму; согласно этому крою, оба полотнища равной длины. Поверх стана фелони нашито бархатное оплечье русской работы. Рисунок оплечья, выполненный в технике жемчужного шитья, представляет собой композицию «гранатового узора», прообразом которого послужили рисунки итальянских тканей XV–XVI веков. Подольник фелони скроен из полос сефевидского шелка, содержащих строки четверостишия персидского поэта Хафиза Ширази.
Представленные в зале памятники позволяют показать всё разнообразие приемов отделки, стилистические изменения оформления церковных одежд и являются выдающимися произведениями декоративно-прикладного искусства.
На экспозиции можно увидеть: великолепные образцы исполнения облачений для богослужений ‒ Фелонь с вышивкой «Успение Богоматери» (конец XVIII века); Фелонь из красного бархата с вышивкой «Воскресение Христово» (конец XIX века); группу памятников, исполненную из простой ткани с печатным орнаментом ‒ набойки: «Фелонь из набойки с красным узором по белому фону» (вторая половина XVIII века), «Стихарь из набойки со стилизованным орнаментом» (XVIII век) и многие другие.
Выставка «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа» подготовлена Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа (заведующий ‒ Вячеслав Анатольевич Федоров). Кураторы выставки научные сотрудники Отдела истории русской культуры – Ирина Николаевна Кузнецова и Наталья Викторовна Некрасова.
Выставка представлена в Малой церкви Зимнего дворца, открытой после реставрации. Храм Сретения Господня (Малая церковь) в Зимнем дворце был построен по проекту Франческо Бартоломео Растрелли в 1768 году. После революции 1917 года алтарь был разобран, стены и потолок закрашены, помещение приобрело безликий утилитарный вид. Работы по восстановлению и реставрации архитектурного убранства Малой церкви, длившиеся несколько лет, были завершены в 2019 году.
Выставку можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс по маршруту № 1 (вход с Иорданской лестницы) и маршруту №2 (вход с Церковной лестницы).
Экспозиция будет работать до 13 марта 2022 года.
Фото монтажа экспозиции: Алексей Бронников
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1