Арам Ванециан — Выдающийся Армянский Художник
Родился 21 января 1901 года в Гюмри в семье железнодорожного мастера. В 1903 году отец художника перевёлся на службу в Москву, куда переехала вся семья. В Москве семья Ванециан жила бедно, а с 1914 года, когда умер отец, Араму пришлось самому заботиться о заработке. Учился в Строгановском училище (1915-18) и Вхутемасе (1920-23). Во время обучения в Строгановском училище создал ряд зарисовок событий Февральской революции. В 1924 году был приглашён в Большой театр и принял участие в создании эскизов и декораций к опере Вагнера «Лоэнгрин».
После этого попробовал свои силы как художник-иллюстратор и плакатист. Им были созданы иллюстрации к произведениям Лескова «Тупейный художник» (1928), Пушкина «Пиковая дама» (1936) и Салтыкова-Щедрина «Благонамеренным речам» (1938). Начиная с 1924 года участвовал в художественных выставках. В начале 1939 года начал писать портрет Бабеля, оказавшийся последним прижизненным портретом писателя. В 1940 году в Москве состоялась выставка работ Ванециана.
Во время Второй мировой участвовал в командировках на фронт, в ходе которых создал ряд портретных зарисовок. В первые дни Войны записался в ополчение, но Политуправление РККА направило его как художника в Тулу (1941), затем на Северный флот (1942), а потом на Сталинградский (1942-43) и Юго-Западный фронты (1944). В результате творческих поисков Ванециан создал несколько вариантов картины «Окопная правда» (1942), цикл рисунков «Тула защищается», портреты офицеров и солдат.
В первые послевоенные годы создал серии пейзажей «Уходящая Москва», «Гурзуф», «Переславль-Залесский» и ряд натюрмортов. В послевоенные годы произведения Арама Ванециана экспонировались на выставках: «Н. Гоголь в произведениях советских художников» (1952), «Выставка живописи, скульптуры и графики к Первому съезду советских художников» (1957), «Художники Москвы к 50-летию Октября» (1967) и многих других. Ванециан много работал и как театральный художник. Вместе с женой, художницей Еленой Дыниной, в 50-х годах им были выполнены пастелью эскизы костюмов к опереттам Штрауса «Летучая мышь» и «Цыганский барон».
Умер 20 августа 1971 года в Москве. Арам Ванециан создал множество иллюстраций к книгам, в том числе и к следующим изданиям: 1947 — Пушкин, «Метель»; 1948 — Лермонтов, Полное собрание сочинений — иллюстрации к поэме «Измаил-Бей» и драме «Испанцы»; 1950 — Лермонтов, «Герой нашего времени» — обложка («Максим Максимыч встречается с Печориным на станции»), две иллюстрации («Портрет Печорина» и «Дуэль»); 1952 — Бабаевский, «Кавалер Золотой звезды»; 1958 — Чехов, иллюстрации к рассказам «Три года», «Крыжовник», повести «Палата № 6»; 1951 — Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина». Также иллюстрации к драме Лермонтова «Маскарад», произведению Пушкина «Повести Белкина», роману Л. Толстого «Анна Каренина». В музее-усадьбе Льва Толстого «Ясная Поляна» хранится изображение интерьера усадьбы кисти Ванециана.
Несмотря на то, что в детстве отец перевёз его из Армении в Россию, где художник прожил всю жизнь и тесно связал себя с русской культурой, Арам Ванециан сохранил любовь к культуре своего народа. Необходимо также отметить широту творческого диапазона Ванециана: графика, живопись, скульптура. Немало создано им станковых рисунков, иллюстраций, плакатов, литографий, эскизов театральных костюмов. Его работы хранятся в Третьяковской галерее, Центральном военно-морском музее, Тульском областном художественном музее, Ростовском-на-Дону музее изобразительных искусств, в картинной галерее Армении и других хранилищах.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев