Это ощущение неполноты своей, это ощущение того, что мне не хватит чего-то. В материальном мире мы запрограммированы на это. Материальное сознание – это понимание того, что здесь все ограничено. Если у кого-то больше, то это значит, что у меня меньше. Из-за ограниченности нашего сознания и непонимания того, что, в общем-то, мир безграничен и здесь всем всего хватит, у человека возникает представление, что если кому-то достался большой кусок пирога, то, соответственно, мне достанется меньше. И люди постоянно делят этот пирог один, и отталкивают друг друга, и пытаются дорваться до пирога. Иначе говоря, другое описание зависти – это сознание, ощущение дефицита, нехватки. Это факт. Материальные ресурсы ограничены, но на самом-то деле людям что нужно? Любовь нужна. А любовь, она по определению безгранична. Шри Чайтанья Махапрабху говорит об этом:
анандамбудхи-вардханам
прати-падам пурнамритасваданам
(Шри Шикшаштака 1)
Что любовь увеличивается постоянно, что любовь Кришны увеличивается постоянно, бесконечно растет и ее хватит на всех с избытком. И когда у человека есть ощущение нехватки, то он будет завидовать, сражаться. Когда человек соприкоснулся с этой любовью, у него будет ощущение избытка. Люди, которые живут с ощущением дефицита, – это жадные люди. Жадность, она на чем основана? На том, что не хватит, мне мало! Одновременно зависть, она всегда параллельна, она всегда проявление также другого чувства нашего – чувства незащищенности. Когда человек не завидует, когда у человека избыток всего, он одновременно с этим чувствует защищенным себя. Этот страх и какая-то уязвимость наша – это все проявление нашей эмоции, эмоции отделенности от Бога. Нашей оторванности, заброшенности здесь. Естественно, когда человек соединяется с Богом, зависть у него уходит.
И в связи с этим, что я хотел еще сегодня сказать: есть всего-навсего два вида отношений в этом мире. Отношения, которые строятся на тех или иных формах зависти, соперничества, как бы они не назывались, даже если они называются привязанностью, – это отношения эксплуатации всегда. И есть отношения настоящей любви, основанные на любви. В материальном мире очень часто эксплуатация, тонкая эксплуатация, маскируется под любовь. И даже в течение какого-то времени людям удается сохранять это ощущение. Есть любовь, и есть эксплуатация. Я буду говорить об этом. Пока есть зависть друг к другу, то это будет эксплуатация, как бы она ни проявлялась. Когда зависть уходит, проявляется любовь. Что мне хочется сказать этим всем. То, что эти две вещи прямо противоположны друг другу. Если есть какой-то антоним любви, то это зависть. Иногда антонимом любви считают ненависть, но ненависть – это, скажем так, частный случай зависти. Частное крайнее проявление зависти. Противоположностью любви, в соответствии со "Шримад-Бхагаватам", являются зависть и соперничество друг с другом. Мы знаем, как соперничество проявляется везде и между всеми: в браке, братья соперничают друг с другом, сестры, все соперничают. Страны соперничают друг с другом, демократы соперничают с республиканцами. И как научиться все-таки строить отношения, основанные на любви? Об этом мы будем говорить.
ЕС Бхакти Вигьяна Госвами
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1