"Вчера, спустя несколько недель интенсивной терапии в больнице во Флориде оставил тело Бхакти Чару Махарадж. Поскольку он индийского происхождения, его тело будет возвращено в Индию. Там же пройдет церемония открытия его самадхи - либо в Маяпуре, либо в Уджайне. Об этом уже было объявлено.
Когда великие вайшнавы уходят, мы обычно вспоминаем лилу ухода Харидаса Тхакура. Эта лила описывает, как вайшнавам нужно провожать другого вайшнава, насколько вайшнавы дороги Чайтанье Махапрабху и как проводить церемонию ухода вайшнава. Обычно такая церемония заканчивается пиром в честь ушедшего вайшнава. Чайтанья Махапрабху сам стал заходить в продуктовые лавки, которые находились за пределами храма. Там Он просил еду, и люди дали Ему столько еды, что Сварупа Дамодаре пришлось остановить Его. Потом Сварупа Дамодара выбрал нескольких преданных, которые раздавали эту еду. Чайтанья Махапрабху танцевал с телом Харидаса Тхакура на руках. Харидас Тхакур отдал свою жизнь воспеванию и проповеди Святого имени. Чайтанья Махапрабху показал, что такой преданный очень дорог Ему – настолько, что Сам Господь обнимет его.
С религиозной точки зрения, считается, что, если вы прикоснетесь к мёртвому телу или даже просто увидите мертвое тело, то вы этим оскверняетесь. Но тело такой личности, как Харидас Тхакур, подобно месту паломничества. Господь Чайтанья показывает нам, в чём заключается истина.
Я разговаривал с Бхакти Чару Махараджем за несколько дней до его отъезда из Индии. Он не говорил мне о своих планах. Тогда мы говорили об одном преданном из Англии, который оставил тело из-за коронавируса. Мы поговорили и решили, что свяжемся друг с другом через некоторое время…
Бхакти Чару Махарадж присоединился к Движению сознания Кришны относительно поздно – в 1976 году. Он был студентом одного из университетов в Германии. Когда он присоединился, он идеально говорил на английском, а поскольку он был бенгальцем, вскоре приступил к переводу книг Шрилы Прабхупады на бенгальский язык. Мне кажется, в то время он находился под руководством Бхавананды прабху. Вскоре Бхакти Чару Махарадж вошел в группу самых близких к Шриле Прабхупаде учеников – отчасти потому, что был бенгальцем, а Прабхупада любил говорить на бенгали. Шрила Прабхупада очень любил Бхакти Чару Махараджа. В феврале или марте 1977 года Тамал Кришна Махарадж стал постоянным секретарем Шрилы Прабхупады. До того у Прабхупады не было постоянных секретарей – они сменялись каждый месяц, и это были члены Джи-Би-Си. Так Шрила Прабхупада обучал своих учеников. Тамал Кришна Махарадж был очень хорошим организатором, поэтому он устроил так, что стал постоянным секретарем. Шрила Прабхупада признал его подходящим секретарем, видя, что Тамал Кришна Махарадж очень разумен и очень компетентен во многих вопросах. Бхакти Чару Махарадж жил в одной комнате с Тамал Кришной Махараджем, который стал для него старшим братом и духовным наставником.
Шрила Прабхупада уехал из Маяпура в Бомбей, из Бомбея – в Ришикеш, из Ришикеша – во Вриндаван, из Вриндавана – в Лондон, а затем хотел вернуться в Маяпур, но не получилось. Каким-то чудесным образом Кришна устроил так, что Шрила Прабхупада вернулся во Вриндаван. Всё это время Бхакти Чару Махарадж был вместе со Шрилой Прабхупадой – за исключением поездки в Лондон, т.к. у его загранпаспорта истек срок годности.
Этот последний период – с марта по ноябрь 1977 года – стал особым периодом обучения, новой фазой взаимоотношений Шрилы Прабхупады с его учениками. Тогда Прабхупада сказал, что все ученики должны приехать к нему. Преданные возражали: " Но, Шрила Прабхупада, что станет с храмами, с проповедью, с распространением книг?" Шрила Прабхупада ответил: "Неважно, пусть приедут!" Обычно он так не говорил. Он говорил, что вани важнее, чем вапу – важнее служить миссии Чайтаньи Махапрабху, чем быть рядом с ним. Но сейчас всё было по-другому. Всё это время Бхакти Чару Махарадж находился там. Он готовил для Шрилы Прабхупады. Он не был единственным поваром – готовили также Шрутирупа и несколько других матаджи. Но в какой-то момент Шрила Прабхупада захотел, чтобы ему готовили только мужчины, и с тех пор ему готовил Бхакти Чару Махарадж.
Позже он стал министром культуры ИСККОН и действовал как представитель Джи-Би-Си. Иногда он приглашал меня на ланч и угощал меня пастой или какими-то блюдами из китайской кухни. Я спрашивал его: " Ты хочешь, чтобы в ИСККОН люди учились этой культуре? " и не принимал его приглашения. Но обычно он готовил очень вкусные и разнообразные бенгальские блюда – по меньшей мере 20 блюд.
Бхакти Чару Махарадж мог слушать все беседы между Шрилой Прабхупадой и преданными. Он находился там, когда Шрила Прабхупада продиктовал свою последнюю волю и сказал, что Джи-Би-Си должен быть высшим органом управления. Шрила Прабхупада искал подходящий термин, и Гирирадж Махарадж предложил ему этот: «Высший орган управления».
Бхакти Чару Махарадж много раз слышал от Шрилы Прабхупады, что его ученики должны стать гуру. Есть официальные аудиозаписи этих бесед, но, конечно, были случаи, когда его беседы не записывались – иногда преданные забывали нажать кнопку записи.
Если вы были во Вриндаване, то видели комнату, где сейчас проходит поклонение Прабхупаде. Раньше это была комната для приема гостей. Рядом с ней находилась комната секретаря – Тамал Кришны Госвами.
Бхакти Чару Махарадж был очень разумен и задавал Шриле Прабхупаде вопросы, которые необходимо было обсудить в деталях. Шрила Прабхупада говорил с ним о своем уходе. У преданных всегда была надежда, потому что иногда Прабхупада говорил, что мог бы остаться, если они того желают, но при этом повторял одну и ту же мантру: " Какой смысл жить в таком состоянии?"
Бхакти Чару Махарадж спросил его: "Прабхупада, если вы оставите нас, когда я ещё не достиг совершенства, как же я осознаю свою сварупу? " Я не знаю никого другого, кто бы задал такой вопрос Прабхупаде. Обычно, если преданные просто упоминали слово "сварупа" при Шриле Прабхупаде, то их очень сурово отчитывали. Прабхупада гневался, его губы начинали дрожать. Он говорил: "Даже не говорите о своей сварупе! Сначала научитесь правильно воспевать Харе Кришна!" Но Бхакти Чару Махарадж задал ему такой вопрос.
Когда они были либо в Бомбее, либо во Вриндаване, а будущий Махарадж присоединился всего лишь несколько месяцев назад, какой-то преданный, имея в виду Бхакти Чару Махараджа, стал говорить Прабхупаде о начинающем преданном. Но Прабхупада ответил: "Он более продвинут, чем ты можешь стать за всю свою жизнь."
А на вопрос Бхакти Чару Махараджа Прабхупада ответил: "Не переживай! Когда время придёт, я явлюсь и открою тебе твою сварупу."
Было очень много важных вопросов, которые стоило задать Шриле Прабхупаде, но преданные либо боялись, как в случае этого вопроса, либо у них не было таких близких взаимоотношений с Прабхупадой, чтобы задавать вопросы. Некоторые преданные просто не знали о подобных вещах – в те времена преданные были не очень образованными. Поначалу считалось, что чтение книг Шрилы Прабхупады – это майя; надо просто выходить на улицу и продавать книги, не интересуясь тем, что написано в этих книгах. Конечно, когда об этом узнал Прабхупада, ему это не понравилось.
Бхакти Чару Махарадж был очень удачлив, потому что развивался под личной опекой Прабхупады. В аудиозаписях можно слышать, что, как только Прабхупада и Бхакти Чару Махарадж оставались наедине, они сразу переходили на бенгали. Хотя Прабхупада всегда говорил на английском, но, когда оставался с ним, сразу же начинал говорить на бенгали. Если вы когда-либо слышали, как Бхакти Чару Махарадж говорит на бенгали, то знаете, что его речь была очень красивой. То, как он произносил слова, было чем-то волшебным.
Хотя Бхакти Чару Махарадж относился к Прабхупаде очень уважительно, чуть ли не официально, но Шрила Прабхупада относился к нему с очень большой любовью.
Однажды Тамал Кришна Махарадж хотел купить билеты в Лондон, или это было связано с другими делами в Дели – надо было открывать банк в храме, всё время поддерживать связь с его основным офисом в Дели; надо было встретиться с астрологом и узнать, что он скажет о здоровье Шрилы Прабхупады. Конечно, всё это организовывал Тамал Кришна Махарадж – посылал преданных с разными поручениями. И с очередным поручением он хотел отправить Бхакти Чару Махараджа, поэтому сказал: "Прабхупада, я думаю, что, если мы отправим с ним индийца, то это дело решится быстрее." Если речь шла о билетах, то это был август или даже сентябрь 1977. Прабхупада ничего не ответил, но можно было понять, что он как-то отреагировал на слова Тамал Кришны Махараджа, который поэтому спросил: " Прабхупада, вы не хотите, чтобы он уехал?" Прабхупада ответил: " Нет, нет, он должен остаться здесь!" Он не хотел отпускать от себя Бхакти Чару Махараджа.
Шрила Прабхупада находился в тяжёлом состоянии на протяжении последних нескольких месяцев, поэтому он хотел, чтобы в эти месяцы рядом с ним находились люди, с которыми ему было комфортно. Не потому, что у Прабхупады, как у гуру, были какие-то особые предпочтения. Но он был личностью и, как личность, строил свои отношения по-разному с разными преданными. У Бхакти Чару Махараджа были близкие отношения со Шрилой Прабхупадой. В этот близкий круг общения входили также Бхавананда прабху и Тамал Кришна Госвами. Прабхупада говорил, что они – его правая и левая руки.
Бхакти Бхринга Говинда Свами тоже был там. Он готовил для преданных. В то время его звали Айодхьяпати дас. Сам Прабхупада ничего не ел и даже ничего не пил – только немного чаранамриты – но при этом он всегда спрашивал, что ели преданные. Периодически Тамал Кришна Махарадж отчитывался: что было на завтрак, что было на обед. Бхакти Чару Махарадж готовил для Прабхупады, но тот лишь иногда чуть-чуть пробовал.
Потом приехала его сестра и осталась с ним. В фильме можно увидеть её – она сидит у его стоп. Когда она стала готовить, Прабхупада начал есть. Она готовила на горчичном масле, но Прабхупада всё равно ел. Так проходило обучение Бхакти Чару Махараджа.
Я его не знал до тех пор, пока он не приехал в Англию в 1982 или 1983 году. В то время я иногда ездил в Калькутту. Однажды после обеда я поехал на рикше. В те времена рикшаваллы тянули повозку вручную, взявшись за оглобли. Я ехал по Парк-авеню. Это – одна из главных улиц Калькутты. Воздух был очень сильно загрязнён, висел смог, так что я дал себе обет никогда больше не приезжать в Калькутту, хотя раньше приезжал туда, чтобы увидеть Божества Радха-Говинды. Кроме того, Калькутта – это место, где родился Шрила Прабхупада!
Бхакти Чару Махарадж стал руководителем бенгальского филиала Би-Би-Ти. Он занимался переводом книг. Однажды я остановился в офисе Би-Би-Ти. В то время мой духовный брат Шивананда прабху тоже был там. Это он достал для меня Божества Даял-Нитай-Гаурахари. Когда я Их получил, я не знал, как мне увезти Их с собой в Англию. Тогда Бхакти Чару Махарадж обратился к одному плотнику, который смастерил коробку. По ней даже танк мог бы проехаться, но и весила она примерно столько же, сколько танк. Я использовал эту коробку только один раз – когда привез Божества в Лондон.
Через Бхакти Чару Махараджа я познакомился с бенгальской кухней, а Тамал Кришна Махарадж научил меня, как нужно есть. Так бенгальская кухня стала моей любимой. В конце концов, это – те блюда, которые ел Господь Чайтанья! Бхакти Чару Махарадж и Тамал Кришна Махарадж организовывали настоящие пиры каждый день.
В 1988 году я сказал Бхакти Чару Махараджу, что собираюсь приехать в Калькутту. Я сказал ему: "Познакомь меня с бенгальцами-аристократами, о которых мы читаем в Чайтанья-чаритамрите!", и он разместил нас – 5-6 человек – в доме Чайтаньи прабху. У него был цветочный сад. В Калькутте можно ожидать чего угодно, только не садов. Его 4-х этажный дом был в 5 минутах езды от аэропорта. В этом доме жили только он, его жена и их сын. Чайтанья прабху был профессором, обучал экономике и способствовал тому, чтобы Гаура Кришна прабху получил докторскую степень, хотя на это ушло больше времени, чем он думал. Его жену звали Малини, маму – Рукмини, а сына – Бабай (сейчас его имя – Дживчаран Кришна дас). Бхакти Чару Махарадж часто останавливался у него. Ему отводили целый этаж. Когда Бхакти Чару Махарадж был там, мы останавливались в комнате для гостей, а когда его там не было, я останавливался в его комнате.
Бхакти Чару Махарадж, прежде всего, был вайшнавом. Раньше его звали мистер Кишор Кумар дас. Он лучше всех принимал гостей. Это – ведический принцип "атитхи": гостя надо принимать, как Самого Кришну. Он делал это великолепно. Это касалось не только тех случаев, когда вы останавливались у него дома или в доме Чайтаньи даса, но и когда вы просто приходили к нему на обед. Он был очень обходительным и вежливым – настоящий вайшнав!
Не помню точно, когда это было (Шьямбихари знает), но однажды мы поехали в Уджайн. Махарадж построил прекрасный мраморный храм на том месте, где была гурукула Кришны и Баларамы. Мы поехали туда на Гаура-пурниму. Я прочел лекцию о Гаура-пурниме. Мы прилетели туда на самолёте. Как только мы приехали, нас сразу же разместили, и, как только я вошёл в отведенную мне комнату, я подумал: " Что-то здесь не так!" Это была не комната приема гостей, а комната Махараджа. Я позвонил ему и спросил: "Чья это комната?" Он ответил: "Моя"
- А почему ты поселил меня в свою комнату?
- Потому что ты – мой гость."
Потом мы поехали посмотреть Божество Господа Шивы-Махакалешвары, которое принадлежало Сандипани Муни. Абхишеку этому Божеству проводят прахом брахманов, которые умерли своей смертью. Кроме того, мы посетили место, где жили Кришна и Баларама, а также где проводится Кумбха-мела в Уджайне.
Обычно члены Джи-Би-Си по пути в Маяпур приземлялись в аэропорту Калькутты, и так как они не хотели ещё 4 часа ехать оттуда в Маяпур, они останавливались в доме Чайтаньи даса. У него было много комнат для гостей. Даже когда в 1996 году я с венгерскими преданными приехал туда, Чайтанья дас устроил так, что все 150 преданных смогли разместиться в соседних домах.
Бхакти Чару Махарадж был членом Джи-Би-Си, а это заведомо предполагает, что по некоторым вопросам наши с ним мнения могли не совпадать…
Его отец обучался кинематографии и он сам в прошлом тоже, благодаря чему он снял 108 получасовых серий о жизни Шрилы Прабхупады в 1996 году, когда отмечалась столетняя годовщина явления Шрилы Прабхупады. Этот телесериал был показан на национальном индийском телевидении на канале "Zee TV", который входит в состав сети телеканалов большого медиахолдинга " Zee Network". Это было замечательное служение Бхакти Чару Махараджа!
Я видел короткое видео, которое разместили в интернете и в котором Бхакти Чару Махарадж объясняет, почему он решил ехать в Америку, несмотря на угрозу вируса. Я не согласен с этими его объяснениями. Но преданные различаются тем, как они хотят служить, как они хотят проповедовать и – кто знает, возможно – как они хотят уйти из этого мира. Поэтому Шрила Прабхупада в последние свои дни захотел поехать на Запад. Он не хотел просто лежать. Он хотел делать что-то, хотел вдохновлять преданных.
По каким-то своим личным соображениям Бхакти Чару Махарадж тоже поехал на Запад. Сначала он прилетел в Бомбей, где провел некоторое время с преданными. Оттуда он полетел в Нью-Йорк, а потом – во Флориду, где начал свой проект фермы. Там у него поднялась температура. Он поехал в ближайший очень маленький городок – я даже не знаю, как он называется – где лег в больницу…
Рано или поздно, мы все оставим этот мир. Но до того, как это произойдет, мы должны успеть внести свой значительный вклад, чтобы мы были готовы к своему уходу. Внешне может выглядеть, что кто-то уходит в коме, без сознания. Мы не можем знать, что происходит, когда преданные в таком состоянии. Ясно одно – Кришна хочет убрать всю прарабдха-карму, которую мы накопили, Он хочет сделать нас квалифицированными для лучшей жизни. Бхакти Чару Махарадж был достаточно разумен, чтобы в своё время задать Прабхупаде важный вопрос, и Прабхупада ответил: "Когда ты будешь готов, я приду и открою тебе твою сварупу."
Кто знает, что происходит между Бхакти Чару Махараджем, Кришной и Шрилой Прабхупадой? Преданные могут спросить: "Что происходит, когда преданный оставляет тело в коме, без сознания?" Я не думаю, что этот вопрос уместен в случае преданного такого уровня, как Бхакти Чару Махарадж.
Что происходит с преданным, который служил всю свою жизнь, но в момент смерти был не в состоянии подумать о Кришне? Кришна говорит:йам̇ йам̇ ва̄пи смаран бха̄вам̇тйаджатй анте калеварамтам̇ там эваити каунтейасада̄ тад-бха̄ва-бха̄витах̣- О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни.
Рамануджа Ачарья регулярно ходил в Канчипур, где поклоняются Божеству Варадараджа. У него был гуру, которого звали Канчипурна, происходивший из касты шудр. Тем не менее, он всегда обмахивал Божество и при этом беседовал с Ним. Через него Рамануджа Ачарья спросил Варадараджа: "Что случится, если в момент смерти Твой преданный не сможет думать о Тебе?" Варадарадж ответил: "Неважно! Если он не сможет думать обо Мне, Я буду думать о нём и заберу его обратно домой."
Есть ещё цитата из Вараха Пураны: "Если Мой преданный не будет в состоянии помнить обо Мне в момент смерти из-за страданий, которые испытывает в этот момент его тело, Я вспомню Моего преданного и заберу его обратно в Свою высшую обитель."Так что – "йога-кшемам вахамй ахам": Кришна говорит, что преданные не должны думать, будто вся их жизнь, полная служения, может быть перечеркнута одним моментом ухода.
Даже если преданный оставляет тело в коме, Кришна приходит за ним. И где бы сейчас Кришна ни проводил Свои игры, Он заберёт туда Бхакти Чару Махараджа. Там Махарадж обретет своё духовное тело, и в этом подходящем духовном теле сможет общаться со спутниками Кришны. А может быть, Шрила Прабхупада захочет, чтобы Махарадж присоединился к нему в том месте, где сейчас находится Шрила Прабхупада.
Однажды Прабхупада посмотрел на Луну и сказал: "Мой Гуру Махарадж говорил, что Луна – хорошее место для проповеди." В другой раз Шрила Прабхупада сказал, что наши ачарьи путешествуют с одной планеты на другую и проповедуют. Они находятся в духовном мире в какой-то своей духовной форме, но в другой форме они постоянно путешествуют по разным местам материального мира ради спасения падших душ, чтобы писать книги и проповедовать миссию Чайтаньи Махапрабху. Без сомнения, Шрила Прабхупада пришел к Бхакти Чару Махараджу.
Он – счастлив, а мы грустим. Вот, что происходит, когда умирает преданный: он – счастлив, а остальные грустят.
Сегодня день ухода Санатаны Госвами. Здесь, в Долине Кришны, преданные уже сходили к самадхи Санатаны Госвами и возложили цветы. Санатана Госвами был всеми признанным вайшнавом. Читая его книги, можно по достоинству оценить его уровень. Однажды в Пури Дамодара Пандит сказал Санатане Госвами: "Почему бы тебе не пойти во Вриндаван?" Узнав об этом, Господь Чайтанья разгневался: "Кто этот Дамодара? Он – всего лишь мальчик! Как он посмел давать тебе наставления? Ты настолько образован, что можешь наставлять даже Меня!" Так чувствовал Господь Чайтанья Махапрабху – Он думал, что Санатана Госвами может наставлять даже Его!
Вы можете видеть параллель с ситуацией Бхакти Чару Махараджа. Почему тело Санатаны Госвами, который является вечным спутником Господа, было покрыто гнойными язвами? Почему Господь Чайтанья сделал так, что ему пришлось пройти через такую тяжёлую ситуацию? У него нет кармы. В его личности для участия в играх Господа Чайтаньи пришли Лаванга манджари и Санатана-кумар.
Прабхупада, приехав в Америку, написал: "О Господь! Я – марионетка в Твоих руках. Заставь меня танцевать, как Ты того хочешь!" Господь Чайтанья учил преданных терпению. Санатана Госвами испытывал такие сильные страдания, что решил броситься под колеса колесницы Джаганнатхи. Раньше люди часто оставляли тело перед Господом Джаганнатхой, но сейчас это запрещено.
Когда Господь Чайтанья узнал о намерении Санатаны Госвами, Он сильно разгневался и сказал ему: "Ты думаешь, что, совершив самоубийство, обретешь любовь к Кришне? Если б это было так, то Я бы уже сотни раз совершил самоубийство!" Господь Чайтанья послал Рупу и Санатану во Вриндаван. Во Вриндаване самым старшим вайшнавом был Санатана Госвами. Все мы являемся последователями Рупы Госвами, а Санатана Госвами – это гуру Рупы Госвами. Он был старшим не только для вайшнавов, но и для бриджабаси.
Санатана Госвами всегда очень близко общался с местными жителями, приходил к ним домой, знал всех по имени, расспрашивал: " Ты выдаешь свою дочь замуж? Кто будет мужем? Ты уже приготовил приданое?" Он спрашивал у них, какой они собрали урожай и как их здоровье. Они и сами приходили к нему за советом. Если был какой-то спорный вопрос, последнее слово было за Санатаной Госвами. Санатана Госвами оставил тело возле Чаклешвара-Махадева на берегу Манаси-Ганги.
По индийской традиции, если отец умирает, то мужчины бреют голову. Есть такая фотография: Шрила Прабхупада держит в руках фотографию своего отца, и у Прабхупады бритая голова. Когда Санатана Госвами оставил этот мир, все мужчины Вриндавана побрили себе голову – все бриджабаси, потому что каждый считал его своим отцом. Всю дорогу от Говардхана до Вриндавана они несли его на себе. Они построили ему самадхи, которое до сих пор находится там рядом с храмом Мадан-Мохана.
Итак, сегодня Гуру-пурнима. В этот день мы отдаем дань уважения нашему духовному учителю. Это – день ухода Бхакти Чару Махараджа и день ухода Санатаны Госвами. Это – день явления Шрилы Вьясадевы.
Каждый год в это время мы будем вспоминать Бхакти Чару Махараджа. Я выражаю свои особые соболезнования его ученикам. Для всех нас – это огромная потеря, сильный шок. Но, как говорил Бхактивинод Тхакур, «неправы те, кто думает, что вайшнавы умирают. Вайшнавы никогда не умирают, потому что вечно живут в звуке» – в своих словах, которые они говорили, в своих словах, которые они написали. Мы можем сильно ошибиться, если будем судить о вайшнаве по его внешнему виду. Настоящего вайшнава узнают по его словам.
Харе Кришна)#БхактиЧаруСвами Махарадж ки-джай!#ШрилаПрабхупада ки- джай!#ШиварамаСвами июль 2020.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев