Назови слово, противоположное по значению
Учитель бросает одному из детей мяч и говорит, например слово высокий. Учащийся возвращает ему мяч и называет противоположное по значению слово - низкий. Затем игра продолжается с другими словами, например длинный, широкий, глубокий, мелкий.
Красный - белый
Учитель предлагает детям внимательно вслушаться в слова и определить, в каком из них есть заданный звук. При наличии такого звука в произнесенном слове учащиеся поднимают красный флажок, при отсутствии его - белый.
Учитель называет какой - нибудь звук и предлагает детям назвать слова, в которых он встречается. затем дети становятся в круг. Один из играющих бросает мяч. Тот, кто его поймает, должен произнести слово с этим звуком, после чего получает фишку. Тот, кто не придумал слова или повторил уже сказанное товарищем, фишку не получает. Победитель определяется по количеству набранных фишек.
Купи цветок
На наборном полотне выставляются открытки с изображением цветов - это "цветочный магазин", карточки с кружками - "деньги". Учитель обьясняет, что каждый может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов), сколько кружков у него на карточке. Кто правильно определит, какой цветок он может купить, получает открытку ("покупает цветок"). Выигрывает тот, у кого больше "цветов".
Телеграф
Учитель говорит: "Дети, сейчас мы будем играть в телеграф. Я буду называть слова, а вы их передавайте по телеграфу в другой город. Например, слово папа. Сколько в нем слогов? (Два). Сколько раз нужно стукнуть в барабан? (Тоже два)". Затем постепенно вводятся трехсложные и односложные слова (ма - ши - на, стол, дверь и др.). В дальнейшем можно предложить детям самостоятельно называть слова, которые надо передавать по телеграфу.
Продолжай!
Играют две команды. Учитель называет несколько слов, которые начинаются с определенного звука (оса, осень, окно). Представители каждой команды по очереди продолжают подбирать слова. Побеждает та команда, которая придумала последнее слово. Игра может видоизменяться в зависимости от дидактических целей урока.
Найди свой квадрат
На прогулке учитель рисует вместе с детьми несколько квадратов на земле, сообщает, что в них "спрятались" имена детей. В первом квадрате находятся те из них, в которых есть звук (к). Предлагается подумать, кто из детей может встать в этот квадрат. Во втором квадрате - имена, в которых слышится звук (щ), и т. п.
Запомни слова!
Ведущий называет 5 - 6 слов, ученики должны повторить их в той же последовательности. Пропуск слов или их перестановка считается ошибкой. Независимо от речевых возможностей детей слова подбираются разной трудности. Выигрывает тот, кто допустил меньше ошибок.
Загадка Петрушки
Учитель читает письмо, которое получили учащиеся первого класса: "Дорогие дети! Я ваш друг, Петрушка, сейчас отдыхаю на даче, гуляю в лесу, собираю грибы. Много грибов приношу домой. Отгадайте, какие это грибы, если в их названиях есть звук (р) (рыжики, сыроежки, боровики), звук (с) (маслята, лисички) и т. д.
Найди рифму
Учитель предлагает детям прослушать стихотворение и назвать слова, которые рифмуются.
Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит.
Слова усатый - рогатый, бродит - ходит выделяются интонацией. Затем учитель называет какое - нибудь слово, а дети подбирают к нему близкое по звучанию (рифму). Например, песок - носок, шина - машина.
Накорми животное
Перед игрой дети вместе с учителем уточняют, чем питаются животные. Затем учитель предлагает назвать только двусложные слова - названия пищи, и сказать, какому животному ее можно давать.
Накорми животное
Перед игрой дети вместе с учителем уточняют, чем питаются животные. Затем учитель предлагает назвать только двусложные слова - названия пищи, и сказать, какому животному ее можно давать.
Купи игрушку
Каждому из играющих дается задание "купить" игрушку, в названии которой два слога. Учитель первым "покупает" игрушку, он четко произносит слово (например, ма - ши - на), делит его на слоги, определяет их количество. После того как игрушки, названия которых состоят из двух слогов, куплены, детям предлагается купить игрушки, названия которых - односложные и трехсложные слова.
Кто в каком домике будет жить?
Учитель чертит на доске квадраты. Сообщает, что в этих квадратах - домиках будут жить животные: в первом домике те, названия которых состоят из одного слога, на втором - из двух, в третьем - из трех слогов. Игру можно провести в форме соревнования команд. Выигрывает та команда, котороя назвала больше животных и не допустила ошибок.
Где живет? Чем питается? Какую пользу приносит?
Учитель показывает карточку с изображением животного и спрашивает: "Где живет? Чем питается? Какую пользу приносит?" За каждый правильный ответ ребенок получает цветной кружочек. В конце игры подводятся итоги.
Заблудился звук
Учитель говорит: "Вы уже знаете, что есть много слов, близких по звучанию. А теперь внимательно послушайте стихотворение и назовите звук, который "заблудился":
Неизвестно, как случилось,
Только звук - то заблудился:
Заскочил он в чей - то дом
И хозяйничает в нем!
Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Запомни букву
Играют две команды. У каждого играющего набор букв. Учитель показывает картинку, учащиеся поднимают букву, с которой начинается название картинки. В дальнейшем игру можно провести таким образом: учитель показывает букву. Дети, имена которых начинаются с этой буквы, встают. В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
Подберем кукла одежду
Учитель показывает детям куклы и говорит: "Ребята, давайте назовем этих кукол! Договоримся, что имя первой куклы состоит из двух слогов, например Нина, а имя второй - из трех слогов, например Марина. Дети рассматривают приготовленную для кукол одежду и определяют, какая вещь может быть предложена кукле. Нине (вещи, названия которых состоят из двух слогов, например блузка, костюм и т. д.), а какая - Марине (сарафан, тапочки и т. д.). Играют две команды: одна подбирает одежду кукле Нине, другая - Марине.
Найди пару
Из каждой пары предметных картинок учитель выставляет по одной на наборное полотно. Остальные разложены у него на столе. Учитель вызывает учащихся по очереди к доске. Подобрав картинку (название изображенного предмета имеет одинаковое звучание с названием одной из выставленных картинок на наборном полотне), учащийся произносит оба названия (коса - коза). За правильный ответ учащийся получает фишку.
Где твой круг?
На перемене или на прогулке учитель предлагает учащимся начертить два круга. В первый круг становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог, во второй - те, в именах которых ударение на втором слоге. Учитель предлагает подумать, как можно изменить имена, чтобы перейти во второй круг (Люда - Людмила, Галя - Галина, Гриша - Григорий и т. д.).
Подскажи Петрушке звук
Игрушка Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет называть слова, но в некоторых из них будет специально недоговаривать последний звук. Его подскажут лети. Лети должны быстро подсказать не произнесенный Петрушкой звук, чтобы слово прозвучало полностью


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 23