Компании по производству продуктов питания подарили человечеству широкий ассортимент новаторских изделий. Благодаря рекламным кампаниям и маркетинговым мероприятиям эти продукты приобрели популярность у потребителей. Некоторое время тому назад пищевые продукты употреблялись сразу после приготовления. Однако учёные наших дней, сделав ещё несколько революционных шагов к вершинам знаний, разработали методы консервирования, которые весьма сократили время на приготовление пищи, которое, тоже благодаря их стараниям, теперь требует меньше усилий.
В современном обществе есть люди, которые не делают различия между допустимым и неприемлемым (халалом и харамом) применительно к пищевым продуктам. Они с готовностью потребляют все или почти все эти разнообразные новаторские продукты. В то же время эти продукты служат источником серьёзной обеспокоенности для мусульман, которые придают значение различиям между халалом и харамом. Одной из ключевых проблем, беспокоящих мусульман, являются изменения первоначального состояния этих продуктов.
К счастью, правоведы и исследователи добились ясности в этом вопросе с точки зрения шариата (исламского права). Вопрос об «изменении продукта», который в терминологии фикха носит название истихала или ихала, является ключевым. Он формулируется таким образом, что если первоначальный статус того или иного продукта изменился — по внутренним или внешним причинам, то и правила фикха, касающиеся данного продукта, тоже меняются. Для иллюстрации этого правила приводим два примера:
1. Если свинья упадёт в море и издохнет, её тело подвергнется разложению и станет частью моря, а когда из моря выпаривается соль, то употребление этой соли как части всей соли, содержащейся в море и добываемой из него, исламом позволяется. Происходит это потому, что свинья после разложения потеряла свою первоначальную природу. Когда она была свиньёй, она была харамна, но, став солью, она сделалась халальной.
2. Вино харамно до тех пор, пока оно остаётся вином. Но если то же самое вино обратилось в уксус, оно стало халальным. Употребление уксуса, полученного из вина, халально, если только в нём больше не осталось вина.
Из приведённых примеров ясно, что если недозволенный продукт питания изменяет своё состояние, то меняется и первоначальное правило шариата, действующее в отношении его. Отношение к продукту определяется его нынешним состоянием.
Широким слоям мусульман следует воздерживаться от высказывания личных суждений по вопросам шариата, если только они не обладают соответствующей подготовкой и опытом решения подобных вопросов. Мы молимся Аллаху, чтобы Он придал нам твёрдости духа для исполнения велений шариата и облегчил бы нам эту задачу. (Шейх д-р Джафар Аль-Квадери)
#истихала #халяль #halal #ИзменениеПервоначальной #ИзменениеСущности
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев