«Прабандхавали» (глава: Нитьянанда трайодаши):
«Когда-то жил один цирюльник, который разносил по домам
приглашения на различные торжества. В прежние времена брадобреи часто выполняли
подобные поручения своих клиентов, когда намечался какой-нибудь праздник или
свадьба, и, чтобы немного подзаработать самим, заодно брали с собой необходимые
инструменты: бритву, ножницы и расчёску.
Однажды, когда ему пришлось идти через джунгли, он увидел
лежавшего на тропе льва. К большому удивлению испуганного цирюльника лев не
набросился на него, а просто продолжал лизать поднятую лапу. «Наверное, он
повредил лапу, и потому не нападает», – догадался парикмахер. Подойдя ближе, он
увидел, что в лапу льва вонзилась огромная колючка, и это доставляло ему сильные
страдания. Используя свои инструменты, цирюльник ловко и аккуратно извлек
занозу. Из раны начала сочиться кровь, и парикмахер, наложив на нее
обеззараживающее средство и обернув лапу лечебной травой, продолжил свой путь.
Прошло три или четыре года. Случилось так, что этого
человека по ошибке обвинили в очень серьезном преступлении – убийстве. Его
схватили и привели к царю. «Несколько дней назад мы поймали льва. Бросьте этого
преступника к нему в клетку, – приказал царь. – Лев растерзает его, и с ним
будет покончено. Для него нет иного наказания».
Несчастного втолкнули в клетку. Зверь тотчас вскочил и
зарычал, но подойдя ближе, присел и принялся мурлыкать. Это был тот самый лев,
у которого цирюльник несколько лет назад вытащил занозу. Спустя годы, лев узнал
своего спасителя.
«Почему это свирепое животное не нападает на него? –
удивился царь, и тут же его осенила догадка: – Все ясно. Этот человек
невиновен, поэтому лев и не стал его убивать. Если уж лев не тронул его, я тем
более не должен его наказывать». Освободив цирюльника, он выразил ему свое
почтение и попросил прощения.
Каким же благодарным может быть животное! Цирюльник потратил
всего лишь минуту, чтобы вытащить колючку из лапы льва, а лев оставался благодарен
ему всю жизнь. А ведь это животное настолько жестоко, что убивает множество
других животных и даже людей. «Что же тогда говорить о благодарности Нитьянанды
Прабху? – пишет Кришнадас Кавираджа Госвами. – Насколько же сильно это качество
проявлено в Нем».
В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавираджа Госвами
описывает, насколько милостив Нитьянанда Прабху, который является Самим
Бхагаваном. Он рассказывает, как однажды вайшнавы решили устроить большой
праздник с киртаной, продолжающейся весь день и всю ночь, на который были
приглашены вайшнавы со всей округи. Среди них был вечный спутник Нитьянанды
Прабху по имени Минакетана Рамадас. По его необычным действиям было очень
трудно понять, что так он проявляет свою милость. Это могли видеть лишь те, кто
хорошо знал его природу.
Когда приходят дорогие гости, им обычно предлагают поклоны.
Однако Минакетана Рамадас мог вместо этого стукнуть гостя своей флейтой, с
которой никогда не расставался, и гость понимал, что обрел великую милость. А
если он ставил свои стопы кому-нибудь на голову, тот осознавал, что обрел большую
удачу. Иногда он шлепал кого-нибудь по плечу и спрашивал: «Где ты пропадал все
эти дни?»
И те, кто хорошо знали его, понимали, что этот человек
получит непосредственную милость Самого Нитьянанды Прабху. Когда на праздник пришел
Минакетана Рамадас, все встали и, приветствуя его, поклонились. Он тут же
забрался на плечи одному из гостей, другого – ударил флейтой, а третьего –
шлепнул по спине. Из его глаз непрерывно текли слезы, и он громогласно
восклицал:
«Нитьянанда Прабху ки–джая!»
Единственным, кто не стал его приветствовать, был брат
Кавираджи Госвами, хорошо образованный и слишком горделивый пуджари. Заметив это,
Минакетана Рамадас усмехнулся: «О, у нас появился второй Ромахаршана!» – и
погрузился в пение и прославление Нитьянанды Прабху. Громкий киртан
продолжался.
Когда же все закончилось, брат Кавираджи Госвами сказал:
«Ты постоянно прославляешь Нитьянанду Прабху, почему бы тебе
не прославить Чайтанью Махапрабху?»
Его слова очень огорчили Минакетану Рамадаса. Этот человек
считал, что существует какая-то разница между Нитьянандой Прабху и Чайтаньей
Махапрабху. Нитьянанда Прабху совершил так много славных игр, и все они были
связаны с Чайтаньей Махапрабху. Если кто-то прославляет Шримати Радхику, разве
он не прославляет также и Кришну? Ведь для Кришны нет никого дороже Радхики, и
служение Ей – самое лучшее служение Ему. Подобным же образом, если кто-то описывает
славу Чайтаньи Махапрабху, он прославляет Шри Радху и Кришну.
«Что вы за люди такие, – не унимался брат Кавираджи Госвами,
– все время повторяете “Нитьянанда, Нитьянанда!“ и совсем не прославляете Махапрабху.
Только и слышишь “Нитьянанда, Нитьянанда“, но Он ведь женился, а Махапрабху принял
санньясу, оставив дом и семью».
Услышав эти слова, Минакетана Рамадас почувствовал себя
очень несчастным. Сломав флейту, свое самое дорогое сокровище, он тотчас покинул
праздник. Кавираджа Госвами, который был свидетелем этой сцены, подумал:
«Несомненно, что-то неблагоприятное теперь случится с моим братом. Что может
быть хорошего в жизни человека после таких слов?»
Действительно для его брата все было кончено. Что значит
«кончено»? Бхакти ушло из его сердца. Обрести бхакти можно по милости святого,
но останется ли оно в нашем сердце, если мы огорчим его? Нет. Духовная жизнь
брата Кавираджи Госвами была разрушена, он стал атеистом, поэтому Кавираджа
Госвами решил: «Я больше не буду общаться с этим атеистом. Для меня он больше
не брат. Друг, настроенный против кришна-бхакти, – это не друг, мать – не мать,
отец – не отец и родственник – не родственник. Я не хочу больше поддерживать с
ним каких-либо отношений». Той же ночью, около трех или четырех часов, он
принял решение все оставить и с тяжелым сердцем ушел из дома».
продолжение в книге «Прабандхавали».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2