Размер имеет значение?
Основатель эволюционной психологии в нашей стране доктор исторических и философских наук Борис Поршнев полагал, что главный качественный перелом, превративший животных в человека, произошел совсем недавно, на уровне ранних кроманьонцев, и был связан с появлением речи. Предков человека — от австралопитеков до неандертальцев включительно — Поршнев считал стопроцентными животными и предлагал относить их к особому семейству троглодитид — «не обезьян и не людей». К гоминидам же он относил только кроманьонцев и современных людей. Поршнев полагал, что не знавшие речи троглодитиды свои орудия изготавливали инстинктивно — как, скажем, птицы вьют гнезда. Другое дело гоминиды: они знали и понимали, что делали.
Выводы, к которым пришел Поршнев, вызвали в ученом мире ожесточенные споры. Так, например, современные люди заметно отличаются от ранних кроманьонцев по многим параметрам мозга, а это развеивает миф о том, что с момента появления кроманьонцев люди перестали изменяться физически. Второй вывод шокировал еще больше: наш мозг, оказывается, не является самым развитым. У неандертальцев по ряду характерных черт (например, размер затылочной и зрительной доли) можно видеть максимальное развитие признаков, наметившихся еще у более древних высших приматов. Их мозг куда крупнее, чем у нас с вами. Неужто неандерталец был умнее?
«Некоторые антропологи предполагают, что неандертальцы не были глупее нас, просто разум у них развивался по-другому, — говорит доктор биологических наук Александр Дубров. — У этих существ преобладало символическое мышление, основанное на ассоциативных связях зрительных образов». У кроманьонцев же развивалось другое, «лобное» мышление, более конкретное и предметное, которое и стало доминирующим у современного человека.
Поршнев считал, что размер для мозга имеет значение, но не определяющее. Если сравнить неандертальский и кроманьонский черепа изнутри, то первый производит впечатление чего-то менее гармоничного, наспех сделанного. Такие прогрессивные преобразования называют инадаптивными в противоположность эвадаптивным — развивающимся медленнее, но более сбалансированно, всесторонне, комплексно, что, вероятно, и привело к победе кроманьонцев и вымиранию неандертальцев.
Компактно и эффективно
Удивительную вещь обнаружил сотрудник кафедры антропологии биологического факультета МГУ Станислав Дробышевский: мозг наших предков сначала рос, но в какой-то момент начал уменьшаться. Не столько размеры, сколько определенное его строение, вероятно, и задало древнему человеку такую модель поведения, благодаря которой он постепенно воцарился на планете. Дробышевский выяснил, что австралопитеки, первые двуногие существа, жившие от 7 до 1 миллиона лет назад, имели мозг, очень мало отличавшийся от мозга современных человекообразных обезьян. Одновременно с массивными австралопитеками в Южной и Восточной Африке обитали «ранние Homo», обладавшие значительно более крупным мозгом. Среди них имелись и наши непосредственные предки. «Особенно развились области, которые у современного человека отвечают за согласование устной речи и движений рук, — говорит ученый. — Это логично: ведь «ранние Homo» были первыми создателями каменных орудий и первыми регулярными охотниками, что, несомненно, требовало усложнения коммуникации между ними».
Около 40 тысяч лет назад появился и широко распространился современный вид человека — Homo sapiens. Именно с его появлением произошла смена тенденции увеличения мозга на уменьшение. «При этом его структура претерпела значительные изменения, — говорит Дробышевский. — Главный мыслительный орган стал компактнее, зато эффективнее. Наиболее активно эволюционирующей областью мозга гоминид была лобная, в особенности ее надглазничная часть, отвечающая за мышление, сознание и способность общаться с другими людьми. В задней части нижней лобной извилины расположены зона Брока — моторная зона речи и прецентральная извилина — зона сознательной двигательной активности». Для наших лобастых предков апофеозом способности к общению стало приручение домашних животных. Чуть позже, в верхнем палеолите, они научились делать украшения и начали создавать мистические и религиозные культы. При этом граница между понятием «животное» и «человек», по мнению ученого, все еще оставалась достаточно размытой.
Эволюция forever
Нет комментариев