География сала
В вопросах сала не отличить галла от гунна. Известная куда больше парадной, французская крестьянская и региональная кухни используют сало во всех видах для самых разных целей. Ломтиками сала оборачивают паштеты и террины, лардонами шпигуют бараньи ноги и даже фуа-гра, параллельно обкладывая ломтиками трюфелей и маринуя в арманьяке. Редкая птица обойдётся без сала во французской кухне, особенно мелкая. Трудно представить без сала фрикасе или шукрут.
Перебравшись в 1066 году через Ла-Манш, норманны распространили своё влияние и на англов, саксов, кельтов и пиктов. Местное население долго возмущалось, что "свинья-пиг" — слово английское, а "свинина-порк" — французское. Ассимилировав норманнов до неузнаваемости, англичане продолжали ценить сало — лард. Святая святых английского дома-крепости — кладовка с запасами — так и называлась "сальная" — larder — и всегда находилась под замком, а ключ у бдительного дворецкого. Иногда, правда, ключ от "сальной" отдавали экономке, а дворецкому оставляли только ключ от буфета, чтобы запасы сала и портвейна не убывали одновременно.
Тут, пожалуй, пришло время определиться в терминах. Собственно салом именуют спинной жир свиньи, чаще кабана. От загривка до того места, где могла бы быть талия, располагается сплошной жировой слой. Итальянцы оценивают его размер в 80х20 см, толщиной не менее 3 см, но нам это, конечно, смешно. Наш боров имеет сальную пластину площадью полтора квадратных метра и толщиной во все тома "Капитала" Маркса, сложенные вместе. Но это всё спина.
Англосаксы же открыли для себя свиное брюхо. Возможно, это было как раз то, что оставалось от свиньи, после того как жадные норманны забирали себе весь порк. "Если жизнь подбросила тебе лимонов, делай лимонад", говорят англичане, а если свиное брюхо — делай бекон. Бекон — то же сало, но не гомогенное, как на спине, а с прожилками мяса и соединительной ткани, что сильно затрудняет прожёвывание, но обогащает вкус. Бекон с тех пор триумфально шествует не только по многочисленным странам Британского Содружества, но и у нас прочно вошёл в список жизненно важных продуктов, даже больше, чем собственно спинное сало. Бекон бывает слябами, ломтиками, кубиками и лардонами и имеет тысячи возможных применений в кулинарии. Любую скучнейшую гороховую похлёбку можно преобразить беконом до неузнаваемости в считанные минуты.
Нельзя не упомянуть в этой шеренге и венгров — угров. Ведомые Аттиллой, они вольготно расположились в Паннонии и Трансильвании и тут же начали делать "шпиг по-венгерски", украшавший красными пластами прилавки советских гастрономов. Венграм же принадлежит фантастическая по своей простоте и результативности идея шкварок, ничуть не хуже придуманных ими же шариковой ручки и застёжки на липучках Велкро. Шкварки — одна из вершин человеческого разума, многие скорее откажутся от архимедова винта.
В Западном полушарии остаётся только Америка. Не отстала ни на шаг от Старого Света. Свиные брюхи — биржевой товар в Америке, котируются не хуже угля и стали. Ленд-лизовские поставки американского топлёного сала — лярда — в Великую Отечественную выручали нас не меньше виллисов и студебеккеров, вкупе с тушёнкой и яичным порошком. Нынешняя американская кухня полна беконом под завязку, даже похлёбка из морских ракушек непременно варится с беконом. Заметно населённая украинскими переселенцами Канада тоже относится к салу крайне уважительно.
Вот мы и добрались до Украины, куда же без неё. Отец мой, потомственный ставропольский казак, цитировал старожилов села Винодельного — "Був бы я цар, йив бы я сало з салом". Эта фраза исчерпывающе описывает отношение народа к этому продукту. Стоит лишь заметить, что Украина в нынешних границах, лоскутно нарезанная из Польши, Венгрии, Румынии и России плюс коренные левобережные земли, имеет множество разных традиций приготовления сала, часто непересекающихся. Прекрасное разнообразие продуктов.
Ну и напоследок, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая и нынешние Польша, Литва и Белоруссия, не меньшие любители сала во всех видах с заповеднейших времён до наших дней.
Комментарии 1