Может ли Бог врать?
1. Бог по Своей природе — Истина, и не может лгать
✝️В Библии ясно сказано:
• «Бог не человек, чтобы Ему лгать» (Числ. 23:19);
• «Невозможно, чтобы Бог лгал» (Евр. 6:18);
• «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6) — слова самого Христа;
• «В Нём нет никакой тьмы» (1Ин. 1:5)
▪️Христианское учение утверждает: Бог свят и истинен в самой Своей сущности. Он не обманывает, не соблазняет ко злу и не нарушает Свои слова. Это — абсолют.
Как понимать «ввёл в заблуждение»?
📌Иезекииль 14:9 — важный и часто искажаемый противниками истины стих:
«Если пророк окажется обманутым и скажет слово, то Я, Господь, обманул того пророка»
▪️На иврите используется глагол פָּתָה (patah), который может значить не только обмануть, но и вовлечь, склонить, позволить поверить (в контексте морального выбора). Однако важно понимать контекст:
• Пророк уже решил слушать идолов, а не Бога (см. контекст 14:1–8). То есть Бог допускает, чтобы ложный пророк следовал своему пути;
• Бог не внушает зла, но предаёт грешника его собственному выбору. Это совпадает с принципом Римлянам 1:24: «Потому Бог предал их в похотях сердец их»;
▪️Таким образом, Бог не инициирует ложь, но позволяет тем, кто упорствует, быть обманутыми — как форма суда.
📌Иеремия 20:7 — это эмоциональный крик пророка, а не богословская аксиома:
«Ты обманул меня, Господь, и я обманут…»
▪️Здесь пророк выражает страдание, а не излагает богословскую истину. Он не обвиняет Бога во лжи, но эмоционально реагирует на трудности пророческого служения. Это как в псалмах: «Господи, почему Ты оставил меня?» — поэтический, страстный язык, а не буквальное обвинение.
▪️Глагол פָּתָה (пата) в контексте Иеремии ближе к значению увлечь, убедить, преодолеть. Бог «уговорил» его стать пророком, но Иеремия страдает за это. Это не ложь, а честный внутренний конфликт.
📌2 Фессалоникийцам 2:11 — «действие заблуждения» не от Бога напрямую:
«И за сие пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи»
Контекст: люди отвергли истину, возлюбили ложь (ст. 10).
В ответ:
• Бог не заставляет их верить лжи, но допускает, чтобы их собственное отвержение истины привело к заблуждению;
•Это не Божий обман, а наказание за добровольный выбор.
❗️Параллель — Исход 7:13:
«Фараон ожесточил сердце своё», но позже: «Бог ожесточил сердце фараона» — Бог допускает и укрепляет человека в том, что тот уже выбрал.
📌В отличие от Корана, Бог в Библии не «обманывает» — ни буквально, ни метафорически
В Коране есть понятие “макр” (коварство):
«Они строят козни, и Аллах строит козни, но Аллах — наилучший из строящих козни» (Коран 3:54)
▪️Это слово (макр) часто переводится как «хитрость» или даже «обман». Более того, как справедливо указано, Коран прямо говорит, что Аллах «обманывает лицемеров», то есть действует так, чтобы дать ложную надежду, а потом её отобрать.
⛔️В Библии такого подхода нет. Даже когда Бог судит, Он:
• Всегда остаётся истинен;
• Никогда не лжёт и не манипулирует ложью;
• Справедлив, но не двуличен.
⚡️Заключение.
• Может ли Бог лгать? Нет, это противоречит Его природе;
• Может ли Бог вводить в заблуждение? Нет, Он допускает человеку посредством собственного выбора придти к заблуждению;
• Он допускает заблуждение как суд за упорство;
• Как Бог судит? Через истину, справедливость и призыв к покаянию.
▪️Поэтому для христианина идея, что Бог «обманывает» — богохульна. Он — Истина, и даже сатана описан как лжец и отец лжи (Иоан. 8:44) — противоположность Божьей природы.
📙Примеры использования глагола פָּתָה в Ветхом Завете.
1. Притчи 7:21:
«Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им»
• Здесь используется глагол פָּתָה, переведённый как «увлекла»;
• Контекст: женщина-прелюбодейка убеждает юношу следовать за ней;
• Значение — соблазнение, но не обязательно лживое, скорее — психологическое убеждение.
2. Судей 14:15:
«На седьмой день они сказали жене Самсона: уговори мужа твоего…»
• В оригинале: פַּתִּי — форма от пата, «убеди» или «улести»;
• Жена Самсона должна уговорить, склонить его открыть тайну — уговаривание, а не обман;
• Здесь слово связано скорее с эмоциональным давлением, а не с ложью.
3. Иов 31:9:
«Если сердце моё было увлечено женою ближнего…»
• «Увлечено» — снова פָּתָה (пата);
• Здесь Иов говорит о влечении, соблазне, но не о прямом обмане.
4. Осии 2:14:
«Посему вот, Я увлеку её и приведу в пустыню, и буду говорить к сердцу её»
• Глагол пата (увлеку) используется о действии Бога к Израилю;
• Очевидно, что здесь нет и тени обмана — наоборот, речь о нежности, любви, убеждении;
• Это пример позитивного использования глагола.
5. Иеремия 20:7:
«Ты обманул (פִּתִּיתַנִי) меня, Господи, и я обманут…»
• Как и прежде, важно: это крик души пророка, страдающего от издевательств;
• Он говорит: «Ты увлёк меня пророчеством, и я теперь в боли», но это не обвинение Бога во лжи, а эмоциональный монолог;
• Аналогично Псалмам, где Давид иногда говорит: «Ты забыл меня», — это форма жалобы, а не богословское утверждение.
6. Иезекииль 14:9:
«Если пророк будет обманут…»
• Слово פָּתָה (пата) здесь описывает результат суда — Бог позволяет пророку впасть в заблуждение по причине его нечестия, как наказание;
• Это не инициатива обмана, а допущение свободы воли пророка и Божье провозглашение Своего суда.
Вывод:
▪️Глагол פָּתָה (пата) не обозначает лжи в строгом смысле. Он может выражать убеждение, эмоциональное склонение, любовное влечение, а также допущение заблуждения. Лишь в определённых случаях он может носить негативный оттенок — в зависимости от намерений субъекта и реакции объекта.
▪️Таким образом, утверждать, что Бог «лжёт» или «обманывает» на основании использования глагола פָּתָה (пата), — неправомерно ни лексически, ни богословски. https://telegra.ph/Bog-ne-Erzhan-chtoby-Emu-lgat-05-11
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев