Концлагеря, репрессии и геноцид — как живет уйгурский народ в современном Китае
Концлагеря, репрессии, исправительные школы и даже геноцид — в наши дни эти слова пугают и вызывают отторжение. Кажется, все это имеет отношение к прошлому: ко временам Второй Мировой, ужасов в Руанде или правлению Салазара в Португалии. От того еще страшнее осознавать, что все это — современная реальность, причем не где-нибудь, а по соседству с нами, в Китае. Именно тут, по мнению журналистов и независимых наблюдателей ООН, прямо сейчас происходит настоящий этноцид и культурный геноцид уйгуров — народа, проживающего в Синцзяне.
Впрочем, ситуация с ними действительно неоднозначна: сам Китай всячески опровергает любые обвинения, подчеркивая — уйгуры имеют такие же права, как и другие национальности, их никто не трогает, а журналисты... они просто ищут сенсации и выдумывают небылицы. Так как же обстоят дела на самом деле?
Я жила в Китае долгое время, у меня оттуда есть много друзей (одна из них — уйгурка), я сама много путешествовала по этой стране и успела составить свое впечатление об этом месте. Поэтому данная статья пишется не просто как выжимка иных источников или высказывание своего мнения. Я не хочу занимать чью-то сторон-: мне интересно рассказать миру и позицию уйгуров, и позицию официального Китая, чтобы каждый человек сам мог составить свое независимое мнение об этой проблеме.
Кто такие уйгуры?
Уйгуры — это тюркский народ, который раньше проживал на территории Туркестана и Центральной Азии, а также — современного Китая. А именно — в провинции Синцзян, которая в период Второй Мировой Войны металась между сильными мира сего, желая то войти в состав Союза, то быть с Китаем. В итоге в 1949 году Синцзян, где проживали миллионы уйгуров, стал Китаем, образовав Синцзян-Уйгурский автономный регион.
Сильно вдаваться в историю смысла нет — она очень запутана и противоречива: Китай в те годы был раздроблен, там шли междоусобные конфликты, ход которых достоин отдельного цикла статей. Интересно другое — мусульмане-уйгуры вдруг стали частью коммунистического Китая: без знания традиций, языка и какого-то желания становиться частью этой страны. По крайней мере именно так рассказывает историю моя знакомая оттуда. Сами же китайцы уверяют — все было исключительно добровольно.
В любом случае, добровольность, даже если они и была, резко закончилась после Культурной революции 1966-1976 годов. В тот момент Китай вел очень жесткую политику, подавляя любые меньшинства и их культуру. Подавил он и уйгуров. Их язык начал запрещаться, их религия попала в немилость, а самих их начали насильно учить языку и новой для них культуре, что, конечно, было воспринято негативно. Запрещались даже традиционные для них имена — настолько сильна была прокитайская риторика.
Это и стало причиной конфликта. Уйгуры хотели автономности: им хотелось жить в Исламе, со своими традициями и обычаями. Им хотелось говорить и писать на своем языке, сохраняя уклад жизни предков. Китай же хотел и продолжает хотеть унификации. Он выступает за единообразие — такой огромной стране иначе просто нельзя: все должны подчиняться единым законам, иначе государство просто развалится!
Позиция Китая по уйгурскому вопросу
Собственно, ради этого самого единообразия Китай и начал политику репрессий. И тут все очень неоднозначно: сами китайцы о проблеме иногда даже не знают — это не афишируется. Не афишируется это и перед иностранцами, но действия Пекина уже сейчас признаны настоящим геноцидом, а против страны введены санкции за нарушения прав человека. Что же такого делает Китай? На самом деле, немалое.
Во-первых, в Китае созданы концлагеря. По крайней мере сами уйгуры и зарубежные СМИ так называют эти места. Сюда свозятся уйгуры на перевоспитание, но по факту — в тюрьме содержат лучше. Ведь тут в одной камере могут находиться разом по 60-100 человек, а кроватей на всех может быть всего 20-30. Мужчины ли, женщины ли — охранники не делают никакой разницы. На душ 5 минут, прием пищи... про него могут и забыть — кадры оттуда и правда душераздирающие.
Слитые фото оттуда.
Впрочем, правительство Китая все отрицает, утверждая, что таким образом просто... учит людей новым традициям и языку. И это — правда. Только вот занятия эти носят насильственный характер. Женщины жалуются, что за отказ учить язык или отказ отрекаться от Ислама к ним применяют пытки и даже насилие со знаком 18+. И это — исключительно версия уйгуров. Китай все отрицает.
Слитые кадры из "школ".
Отрицает Китай и принудительную стерилизацию женщин, которая нужна для контроля рождаемости. Дескать, уйгурки все манипуляции делают со своим здоровьем самостоятельно. Спирали им ставят бесплатно — это их право. Однако моя знакомая рассказывает, что ее знакомую (достоверность этой информации судите сами) заставили пройти эту процедуру. Врач угрожал ей и ее семье репрессиями и лагерем перевоспитания, если она откажется. Правда ли это? Судить сложно, но почти во всех СМИ истории примерно так и звучат.
Есть и менее значимые репрессии. Например, закрытие мечетей и постоянная проверка документов. Слежка за уйгурами через их гаджеты и приложения. И уже тут я должна сказать — постоянные проверки документов не вымысел. У знакомых девушек из Таджикистана (а внешне они выглядят, как уйгуры) документы проверяли все время, хотя они тоже были такими же иностранными студентами, как и я. Меня же ни разу за все время обучения даже не остановили. Благо, стоило полиции понять, что они остановили иностранца — отпускали мгновенно. А если уйгур или представитель Таджикистана шел рядом со мной или иными европейцами — не было даже попыток спросить документы, только на расстоянии от представителей иных стран. Лицо надо держать.
Позиция уйгуров в этом конфликте
И тут может показаться, что все очень плохо. Бедолаг угнетают, насилуют и избивают ни за что. Только вот это не совсем правда. Уйгуры доставляют немало хлопот Китаю. Как минимум, они не хотят учить язык, не хотят вливаться в их культурную среду и сейчас являются одними из самых малообразованных наций Китая, что делает их... бесполезными. Они не могут работать, не могут приносить стране пользу, что, да, раздражает правительство.
Более того, в тех самых закрытых мечетях, как оказалось, учили уйгурский язык, который запрещен. И тут странный момент — официально он не запрещен, но его изучение не приветствуется. И не приветствуется сильно — власти всеми силами стараются заставить коренных жителей выучить уже китайский, но они не хотят.
Это, собственно, и приводит к тому, что Китай под видом школ-интернатов изымает детей у родителей, чтобы насильно и вдали от своей культуры учить их китайскому. Жестко, даже жестоко. Особенно если представить себя на месте маленького ребенка, которого фактически ни за что отправили в условия едва ли не колонии.
Интересны и моменты с лагерями перевоспитания ака концлагерями. Попадают туда не все подряд, а лишь люди, замеченные в нездоровой активности. Проще говоря, смутьяны и их семьи. И вот этот момент противоречив. Ведь уйгуры иногда действуют весьма радикально. Так, они устраивали диверсии и даже теракты (их не признали таковыми, конечно же), чтобы привлечь внимание к себе. Некоторые такие акции заканчивались человеческими жертвами со слов моих знакомых китайцев.
И если рассматривать уйгуров, как радикалов и потенциальны бунтарей, история с проверкой документов не лишена смысла. Нечеловеческие условия содержания, как в тюрьмах, отчасти тоже становятся объяснимы, хотя делать с людьми то, что по словам уйгуров там с ними делают, никакие права человека не позволяют.
Вопрос лишь в том, что считать "нездоровой активностью". По оценкам зарубежных СМИ, а лагерях перевоспитания содержится от миллиона до трех миллионов уйгуров. Если предположить, что даже половина этих цифр — правда, ситуация вырисовывается пугающая.
А что в итоге?
А в итоге получается очень страшная, жестокая и совершенно неясная картинка, где понять можно и уйгуров, и власти Китая. Одни сражаются за свою свободу и независимость, вторые — за целостность и стабильность. И пока, судя по всему, обе стороны не готовы ни к какому диалогу, а это значит, что репрессии продолжатся.
Думаю, занимать какую-либо сторону в этом конфликте совершенно бессмысленно: доля истины есть везде. Скажу лишь то, что доверять какой-то информации не стоит. Пока я собирала данные для статьи, наслушалась много очень разных мнений об этой проблеме, и поняла: обе стороны сильно сгущают краски — уйгуры демонизируют правительство, а Китай полностью обеляет себя даже там, где факты неопровержимы.
Понравилась статья? Ставьте и подписывайтесь на канал "Культурный Контекст" (https://ok.me/xGOi), чтобы не пропустить новые, интересные истории культур народов мира.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев