Навожу порядок во дворе, а там и отдохнуть можно
Деревенский дневник. 23 апреля 2020 года.
Новый день – новые заботы! Хотя, какие у меня могут быть заботы в деревне, где я всего-то два дня живу?! Но раз я решила здесь лето пожить, надо бы обустроить свою жизнь комфортней, прибраться во дворе, в огороде.
Да, здесь бы коммуна помощников-тимуровцев пригодилась! Порядок во дворе навести нужно, а подступиться страшно. Но, как гласит народная мудрость, «глаза боятся, а руки делают»!
И вот тут тоже слово «надо» не поможет. Только «хочу»!
Я действительно хотела взяться за эту грязную работу, знала, что тяжело будет, и уйдет на это много времени. Но я хотела увидеть родной двор таким, каким помню его с детства – просторным, выметенным под метёлку, с ровными кирпичными дорожками и цветущей сиренью в палисаднике.
Двор у деда был такой, как строили все в те годы в деревнях. Дом с ажурным палисадником под окнами. С правой стороны от палисадника идёт глухой забор с воротами и калиткой. Отворяешь скрипучую калитку и входишь во двор. Слева дом, справа гараж и летняя кухня. Посредине небольшой пятачок открытого двора.
У деда было две летних кухни – одна открытая с уличной печуркой, а вторая капитальная, как маленький домик. Иногда в ней летом гостили приехавшие родственники, а осенью весь пол был засыпан дозревающими помидорами и яблоками. В летней кухне можно было жить и круглый год, там имелась даже своя небольшая печка.
Идём дальше по дорожке из кирпичей (чтобы во время дождя ноги не замочить) и вот оно - высокое с навесом крыльцо в дом! Напротив крыльца метрах в пяти находится вход в стайку для скотины и вход в большой крытый сарай.
Стайка (хлев для скотины) у деда была большая, добротная, из брёвен. Разделена на две части: зимнюю и летнюю. В летней стайке мама летом доила корову и держала гусей, там же стоял конь, а сверху был сеновал. В зимней стайке держали скотину зимой, там всегда была плюсовая температура. Держали мы много всякой живности: коров, свиней, коня, овечек, кур и гусей.
В большом крытом сарае («крышке», как называли его в Малом Острове) был расположен дровяник, склад стройматериалов и всяких "нужных вещей". А еще под этой "крышкой" располагалась баня. Баня была простая, без предбанника, но мне она нравилась. Она была какая-то сказочная, древняя, вся закопченная, со своим непередаваемым запахом.
Уличный туалет был расположен далеко от дома. Проходишь через сарай насквозь и видишь туалет почти в картофельном огороде. У многих уличные туалеты стояли вдали от жилого дома, чтобы запахи и мухи из него в дом не попадали. То еще приключение до него добежать зимой или ночью в темноте. После города эта деталь деревенской жизни мне совсем не понравилась. А раньше и не задумывалась. (Надо бы био-туалет что-ли купить в райцентре)
Вот таким я помню двор деда, таким, как он был в детстве. Но сейчас от былой добротности и красоты ничего не осталось.
Двор зарос бурьяном. В первый день я кое-как вытоптала дорогу сквозь засохший бурьян, но этого мало. Сквозь сухостой не сегодня-завтра начнёт пробиваться новая трава и мне будет не справиться со всем этим безобразием.
Вооружившись толстыми перчатками и граблями (нашла всё в сарае), я ринулась в бой с сухостоем. Это только на первый взгляд он кажется хрупким и ломким, но стебли осота и лопуха крепко держатся корнями за почву.
Упав пару раз на задницу, в попытке вытянуть репку-лопух, я перешла к тяжелой артиллерии – нашла в сарае штыковую лопату и каждый корень лопуха выкорчевывала из земли. Старалась не перекапывать сильно двор, и после каждой победы над очередным корнем, утаптывала ногами образовавшуюся ямку.
На моём пути попадались разные травы. Я сама себе удивлялась, что даже по сухим стеблям могла определить, что это за растение. Вот растопырился колючками осот, вот засохший зонтик сныти, выросший до гигантских размеров. Вот тут лебеда и крапива, ну куда ж без них! А тут заросли конопли.
Никогда таких зарослей у деда во дворе не было. Всегда ровненько травка-муравка росла. А если и пролазил какой лазутчик, так дед его сразу нещадно выдирал и курам бросал.
А тут за три года залётных сорняков понаростало, каких дед и не видывал. Ну, ничего, я всех вас выведу!
Так, шаг за шагом, я продвигалась от калитки к крыльцу. Выдранный сухостой охапкой таскала на край огорода, выкладывая длинный вал вдоль забора.
Когда весь двор освободился от бурьяна, показалось, что он стал намного больше в размерах. Правда, до былой красоты ему еще было далеко. После выкапывания корней образовалось много ямок, мелкий мусор валялся по земле, и что обиднее всего, не замечала я любимой муравки, хотя на улице она уже везде зеленела в конце апреля.
Птичья гречишка – вот как она называлась. Как я любила в детстве по ней босиком бегать. Травка мягкая, низкая, с мелкими листочками на ползучем стебле. По такой муравке чем больше ходишь, тем она лучше растёт. Всё лето ярко зелёная, к осени она становилась красная, а зимой в ней воробьишки выискивали зёрнышки. Ту самую свою гречишку.
Обычно к концу апреля-началу мая весь двор становился изумрудный от муравки, а сейчас я наблюдала унылую серую землю. Может всё-таки вырастет моя любимая травка, я очень на это надеялась.
А пока нужно доделать начатое. Я заровняла ямки песком, прошлась по двору частыми граблями, а под конец аккуратно вымела оставшийся мелкий мусор. Под слоем земли и мусора нашлась наша кирпичная дорожка, как привет от деда. Помню, как он выкладывал её из хорошего кирпича, чтобы на всю жизнь дорожки хватило. Добротно сделал, кирпич дорогой не пожалел – лет двадцать прошло, а дорожка как новая. Только кое-где зазеленела от мха, но не рассыпалась.
И вот, стою я в чисто убранном дворе, любуюсь своей работой. Руки горят и чешутся от колючек и крапивы, под ногтями грязь, спина с непривычки болит, а я стою и улыбаюсь, как дурочка. Хорошо поработала! И не так страшно оказалось. Права народная мудрость – «глаза боятся, а руки делают»!
Ох, и здорово же поработала! Во дворе порядок, любо-дорого посмотреть. Знаю, что еще дел впереди много. Но сегодня уже и отдохнуть пора. Хватит для первого раза.
Пока я наводила порядок во дворе, параллельно топила баню для вечерней помывки.
Баня у деда была старенькая, но еще крепкая. Строил сам лет десять назад. Вместе с другом Михеем. Заказали брёвна в лесхозе, и сами рубили, ставили, конопатили и печку делали. Я всего-то в этой баньке разок и попарилась, как раз когда поставили. Приезжала тогда в гости к маме и к деду. И тогда же с ними вдрызг разругалась. Вспоминать тяжело.
А банька стоит, ждёт хозяев. Печка крепкая, на плите большой пустой бак для горячей воды, сбоку каменка для пара. В самой баньке и на лежанке чисто, как будто недавно прибирали и мыли. Стены белёные – по-другому никак, сосновые брёвна смолу выделяют. Но от белыхбревенчатых стен в бане даже с маленьким окошком светло. Пахнет старыми берёзовыми вениками, которые тут же висят, древесной смолой и известкой. Хороший добрый запах.
Ладно, милая, затоплю я тебя, попарюсь сегодня, погреюсь, как положено, а то в городе и бани-то нормальной не найдешь.
С детства я наблюдала, как это делали мой дед и мама, и для меня не было никаких проблем правильно баню протопить. Главное никуда далеко от неё не уходить, заглядывать регулярно в топку, подкидывать дровишки, а потом следить, чтобы больших головней не оставалось.
Как раз, за полдня, что я воевала с бурьяном во дворе, банька и протопилась. Воды я с утра натаскала - четыре ведра в холодный бак и два ведра в бак для горячей воды налила. Часам к семи вечера в горячем баке на печи вода уже стала закипать, и я добавила пару ковшиков холодной, чтобы сильно не кипела, а то еще обожгусь. В нашем баке не было крана для слива, черпали ковшиком прямо из бака. С непривычки можно было ошпариться.
Заранее помыла пол и лежанку в бане. В общем-то, там и так была чистота, но такая традиция – каждый раз, как идти париться, надо помыть полы. Заодно кипятком запарила берёзовый веник, который висел в предбаннике. Там оставалось еще штук пять, но они были пересушены. Такие только кипятком запаривать. А свежий веник, я помню, можно было и просто водой залить, чтобы он упругий стал.
Еще раз проверила угли в печке, не затерялась ли там головня, и закрыла вьюшку. Сейчас баня должна еще настояться полчаса, и можно идти париться.
Я решила пока немного подкрепиться. Знаю, что есть серьёзно перед баней нельзя, но и на голодный желудок париться не стоит. Доела утреннюю кашу и печенье с сыром. А еще дед Михей отсыпал трав на чай и баночку мёда. Царский ужин у меня получился! Ароматные травки в чае (по запаху определила только душицу и мяту), сыр и пара ложек мёда. Чего еще городскому жителю для счастья надо?!
Пока ужинала, вспоминала, как в детстве с мамой в баню ходила. Если честно, маленькая я не любила баню. Не понимала восторгов взрослым по горячему пару, по хлестанию себя веником. Маленькой мне было в бане жарко, иногда болела после бани голова.
Мама это знала и сильно меня не парила, только грела на лежанке, да иногда веником надо мной водила, чтобы я прогрелась получше. Потом она меня шоркала вехоткой – (жесткой колючей мочалкой). А когда обливала прохладной водой, то приговаривала: «Как с гуся вода, так со Светки худоба». А я возмущалась, что не худая вовсе. На что мама мне говорила, что худоба – это болезнь любая, так в старину говорили. А потом после бани она меня распаренную закутывала в тёплый платок и вела в дом, где сразу укладывала в постель. Обычно после бани я мгновенно засыпала.
Ну что, пора вспомнить забытые ощущения от деревенской бани! Прежде чем заходить в баню, я плеснула горячей воды на каменку и приоткрыла продухи. Так из бани выводится угарный газ, если он скопился и помещение наполняется равномерным паром.
Раздевшись в предбаннике, я перешагнула порог бани и погрузилась в её уютное тепло. После тяжелой физической работы баня – это лучший отдых. «Баня парит, баня правит» – так говорил дед.
Я не стала торопиться, поддавать жару и забираться сразу на высокий полок. Просто легла на нижнюю лавку, и, закрыв глаза, почувствовала, как каждая моя жилка расслабляется, выходит усталость. Мелкие порезы от травы и колючек сразу защипало от пота.
Минут через пять я решила перебраться повыше, да еще и плеснула воды на каменку. Камни возмущенно зашипели и по бане поплыл густой горячий пар. Первый заход в парной я выдержала всего минут десять. Перед выходом я облилась ведром холодной воды, чтобы освежиться.
Выскочив из бани, я как рыба, выброшенная на берег, глотала воздух ртом. Хорррошо! Мир после бани заиграл новыми красками! Птицы пели звонче, а аромат земли так и пьянил.
Всё-таки отвыкла я от таких перегрузок. Сердце бешено колотилось в груди. В городе-то в баню и сходить негде, одни сауны. А там чего – лежишь как дурак в раскаленной печке, ни тебе пара живого, ни веничка. Помылся под душем и домой. Радости никакой от этих саун я не понимала. А здесь другое дело – здесь каждая клеточка радуется!
На второй заход я решила похлестать себя веником. Села на полок, и сначала веником поводила по воздуху. Сразу пошли горячие волны. Так будто в тёплой воде плывешь, и попадаешь в горячие струи. Когда тело подготовилось, я начала потихоньку прижимать веник то к одному, то к другому боку, привыкая к новым ощущениям. Ну и напоследок, раздухарилась, и давай себя хлестать, куда веник достанет.
Окатив себя холодной водой после парения, отдохнула я на лавочке возле бани. Полюбовалась на весенний закат, выпила кружку чая травяного и в третий раз в баньку зашла. На этот раз уже просто помыться, смыть с себя грязь после работы. А когда волосы помыла, вспомнила, как мама ополаскивала волосы отваром после берёзового веника. Волосы у мамы были роскошные, по плечам как покрывало рассыпались. Может отвар берёзовый не последнюю роль в этом играл. Ну и я так сделала.
Домой я приползла без сил. С одной стороны отдохнула в баньке, а с другой, чувствовала, что мышцы все расслабились, как кисель. Вот поэтому я гостях в баню не любила ходить. Расслабишься, а тебе еще домой ехать надо. А тут дома, единственное правильное решение – сразу в постель. Что я и сделала!
Я лежала, и мне казалось, что плыву я по тихой реке на маленькой лодочке. Волны качали меня, шептали что-то своё, и я не заметила, как уснула под их сказки.
Это пятая глава художественной повести "Деревенский дневник" ,,Источник Я деревенская,,
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
Баня без предбанника, а разделась-таки в предбаннике . Где же ещё...
Я не вредничаю, но все же надо лучше представлять, о чем пишешь. Банька - вещь колоритная!