На фото лейтенант Михаил Сидорович Деревянко (справа) и его заместитель Старков Анатолий Степанович
Из служебной характеристики на старшего сержанта пограничной заставы Орловка М.С.Деревянко
«За время пребывания на пограничной заставе с 1939 года в должности командира отделения проявил себя как волевой, энергичный, настойчивый и требовательный к себе и товарищам. Отделение тов. Деревянко было ударное и заняло первое место по боевой и политической подготовке. В 1940 году тов. Деревянко был выдвинут на должность старшины заставы, с работой справлялся хорошо. Имел ряд благодарностей за образцовую работу. В ноябре 1941 года тов. Деревянко был выдвинут на должность помощника начальника пограничной заставы. С работой справлялся хорошо. Среди товарищей уживчив и пользуется большим авторитетом. Физически развит хорошо. Имеет ряд благодарностей и премию за хорошую работу. Успеваемость по боевой подготовке: политическая - 5, служебно-тактическая - 5, конная - 5, физо -5, огневая - 5.
Начальник пограничной заставы «Орловка»
Лейтенант Петров»
Не пришлось Деревянко вернуться, как мечталось, после срочной службы домой. Грянула война. Целыми заставами уезжали пограничники на западный фронт. Просился и он. Не отпустили, а направили на учебу в Харьковское пограничное военное училище НКВД имени Ф.Э.Дзержинского на кавалерийское отделение. Дислоцировалось тогда уже это училище в Ташкенте.
Быстро прошли шесть месяцев учебы. И вот уже лейтенант Михаил Деревянко прибыл к новому месту назначения - Шилкинский кавалерийский пограничный отряд Забайкальского пограничного округа.
Из выпускной аттестации курсанта Харьковского пограничного военного училища НКВД имени Ф.Э.Дзержинского:
«…Коня и оружие любит, ухаживает за ними отлично. В учебе и работе трудолюбив. Хороший кавалерист. Хороший строевик. Штыком и гранатой владеет хорошо. Стреляет из всех видов оружия отлично и особенно из ручного пулемета…
Начальник кавалерийского отделения
Майор Притыкин»
В мае 1943 года Деревянко прибыл на пограничную заставу «Свербеево» Шилкинского погранотряда на должность помощника начальника заставы третьей погранкомендатуры и было это как раз под весеннюю инспекторскую проверку, когда на знакомство с людьми, участком заставы ему оставалось всего несколько недель. Но за этот небольшой срок он сумел сплотить людей, подбодрить слабых, нацелить на высокие оценки сильных. Те несколько занятий, которые он провел с пограничниками по конной подготовке, были настоящими уроками верховой езды. Каждый заезд по манежу, на рубку лозы, на вольтижировку он тщательно разбирал вместе с бойцами, заставлял из находить у себя ошибки.
На инспекторской проверке Михаил Деревянко на каждом экзамене был рядом с пограничниками и это вселяло в них уверенность. У них такой командир! Подводить его нельзя. Из всего отряда третья комендатура показала лучшие результаты, а среди отмеченных застав была и «Свербеево». Лучшей эта застава была и на осенней инспекторской проверке этого же, 1943 года. Секрет был прост: работа одинаково ложилась на плечи начальника заставы и его помощника, они не делили ее, поэтому и добивались успеха.
В трудах и заботах время летит быстро. Незаметно пришел и 1944 год, а вместе с ним и признание того, что «достоин выдвижения на должность начальника пограничной заставы» - именно так звучала фраза в его аттестации. Теперь предстояло служить Михаилу Деревянко на участке второй комендатуры.
Обстановка на границе во время войны в Германией была сложной, но еще сложнее она стала, когда 8 августа 1945 года страна объявила, что считает себя в состоянии войны с Японией.
За несколько дней до боевых действий против японских милитаристов комендант участка капитан Илья Климентьевич Сумрачев проводил совещание с офицерским составом, на котором поручил лейтенанту Михаилу Деревянко возглавить личный состав девятой заставы («Усть-Стрелка»).
За то короткое время, что Михаил Деревянко пробыл в подразделении, солдаты успели его полюбить. Худое, потемневшее от жгучих ветров и солнца лицо, проницательные глаза… Рослый и крепкий, в каждом движении чувствовалась физическая сила. Службе он отдавал всего себя. Отличный стрелок, хороший наездник Михаил Деревянко всегда был примером для подчиненных. Солдаты искренне восхищались своим командиром, когда он выходил на огневой рубеж или преодолевал препятствия. Многому научились солдаты у своего командира. Когда наши войска пошли в наступление, и пограничникам пришлось участвовать в боевых операциях, бойцы поняли, какой ценной была для них эта наука.
С началом войны с японскими милитаристами, дел на заставе прибавилось. С утра Михаил Деревянко объезжал границу, уточняя детали в вооружении, в составе отделений, вечером отправляется на колхозные заимки, чтобы грамотно расставить бригады содействия, сформированные из гражданского населения. Они наготове и, как пограничники, ждут приказа. Пограничникам надлежало начинать первыми боевые действия.
И вот получен боевой приказ. Подтянулись начальники застав, посуровели. В эту ночь Михаил не сомкнул глаз: завтра - в бой..
9 августа 1945 г.
3.00. Вышли на берег Аргуни. Начали переправу.
6.00. Закончили переправу. Сосредоточились у кордона Алихохадо.
6.15. Заняли рубеж в 150 метрах от японского кордона.
6.30. Атака. Силы вражеского кордона с первых минут штурма, не выдержав натиска пограничников, начали отступление.
7.30. Преследуя отступающего противника, маневренная группа капитана С. Трегуба и пограничная застава № 9, возглавляемая лейтенантом Деревянко, овладели поселком Алихохадо.
Из сводки штаба Забайкальского пограничного округа о боевой деятельности частей по ликвидации японо-маньчжурских кордонов и гарнизонов с 9 августа по 10 сентября 1945 года:
«За время боевых действий частями Забайкальского пограничного округа в пограничной полосе Маньчжурии ликвидировано: 5 пограничных полицейских отрядов, 4 опорных пункта маньчжуро-чжалайнорского укрепрайона, 6 районных пограничных полицейских отрядов, 3 пограничных поста, 27 вооруженных войсковых групп японо-маньчжур. В результате проведенных операций частями округа уничтожено 592 солдата и офицеров противника, взят в плен 541 человек.
Шилкинский пограничный отряд (начальник отряда полковник Телятов) ликвидировал 2 японских гарнизона, 9 малых погранполицейских отрядов, три войсковые группы японцев в тылу. Уничтожено противника 98 человек, из них 48 офицеров, взяты в плен 132 человека, перед фронтом отряда полностью очищена от противника территория по фронту - 340 км. и в глубину до 100 км.
Оперативная группа отряда в труднопроходимой горно-таежной местности, в 100 км. от границы и своих баз, преследовала сильно вооруженную группу японцев, которую настигла и уничтожила.
Всего занято 14 населенных пунктов, в том числе 3 крупных населенных пункта и 2 города (Мохэ, Чекая). Отрядом захвачены большие трофеи: 13 складов с вооружением, боеприпасами, продовольствием и 1 японский пароход…»
Бои ушли далеко на юг. Обеспечив частям Красной Армии беспрепятственный переход рубежа, пограничники продолжали охранять государственную границу. У Михаила Сидоровича Деревянко к обязанностям начальника заставы добавились заботы неофициального коменданта поселка Алихохадо.
С начала боевых действий японское командование сформировало «летучие отряды» из головорезов-самураев, способных на любые зверства. Основное их назначение - удар в спину, дезорганизация тыла частей Красной Армии. Одна такая группа диверсантов 28 августа 1945 года оказалась в Алихохадо. Приходилось действовать, хотя большинство бойцов заставы находилось в усиленных нарядах и поисковых группах. Небольшая группа бойцов, оставшихся на заставе, возглавляемая командиром и примкнувшие к ним начальник пятого отделения отряда майор Николай Александрович Демидов с переводчицей тронулись к реке. Переплыли реку на катере, а затем рысью углубились в лес. Проводник - китаец поднял руку: дальше ехать нельзя. Спешились. Между деревьями проглядывались фанзы. Прибывших поразило безлюдье. Казалось, все жители ушли из селения. Перебегая от сосны к сосне, приблизились к окраине. Кругом, казалось, ни души, но когда бойцы направились к домам, раздались выстрелы. Неприятель засел на чердаке дома, открытость места не позволяла приблизиться к дому, как и самураям покинуть незаметно свое укрытие. Пограничники вызвали подкрепление и решили наступать с двух флангов. Михаил разделил прибывших на две группы. Как только бойцы по команде ринулись вперед, с чердака ударил пулемет. Самураи били по залегшей в траве группе подкрепления, не замечая, как лейтенант Деревянко и сержант Петр Денисовский быстро приближались к фанзе.
Вдруг с крыши дома ударил пулемет. Первым выстрелом был тяжело ранен Демидов. В поднявшемся шуме никто не услышал его слабого вскрика. Деревянко увидел лишь, как он, будто споткнувшись повалился на бок. - Ложись! - крикнул солдатам лейтенант и выхватил из кобуры пистолет. Судя по тому, что враг вел огонь из одного дома, он не располагал большими силами. Но даже в этом случае маленькой группе пограничников не справиться с самураями. Поэтому Деревянко приказал подчиненным до прихода основных сил держать дом и подходы к нему под прицельным огнем.
Поняв, что им не удалось пограничников, японцы попытались отступить, но бойцы, открыв плотный огонь, помешали им сделать это. Японцы повели беспорядочную стрельбу. Наши, экономя патроны отвечали редко.
Вскоре на помощь группе Деревянко прибыло пополнение с заставы. Бойцы принесли гранаты, патроны. Это было кстати: боеприпасы группы были на исходе. А бой в это время разгорался с новой силой. Однако выбить японцев из дома никак не удавалось, а из него хорошо простреливалось окружающее пространство.
Тогда Деревянко принял решение подкрасться к дому и забросать пулемет гранатами. Вместе с командиром вызвался пойти младший сержант Петр Денисовский. Ползком спустились они к оврагу, вплотную подходившему к забору дома, где засели японцы. Овраг и забор удалось преодолеть незаметно. Прячась за подсобными строениями, первым к дому устремился Денисовский. А Деревянко, укрывшись за поленницей дров, наблюдал за его действиями. Он видел, как пограничник двумя прыжками достиг коновязи, почти приткнувшейся к углу дома, вскочил на нее, подтянулся на руках, взобрался на крышу и, не мешкая, нырнул в проем чердачной двери. В ту же секунду раздались выстрелы.
Не раздумывая, лейтенант Деревянко выскочил из укрытия, и, преодолев простреливаемое пространство, метнул гранату в чердачное окно, за ней - другую. Ухнули взрывы…
После боя пограничники нашли тело своего командира рядом со сгоревшим домом. Лейтенант лежал на земле, крепко сжав в руке пистолет. Вражеская пуля сразила его.
Приказом войскам 2-го Дальневосточного фронта № 054 ОТ 27.09.1945 г. лейтенант Деревянко Михаил Сидорович был награжден Орденом Отечественной войны 2 степени (посмертно).
Постановлением Совета Министров РСФСР в 1969 году заставе, где служил офицер-пограничник, было присвоено имя геройски погибшего лейтенанта Деревянко М.С.
Комментарии 5