7 мая 2025 года исполняется 185 лет со дня рождения ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО (1840–1893), великого русского композитора, дирижёра, педагога, чьё творчество оказало огромное влияние на развитие русской и мировой музыки. Многое из того, что он сделал, можно определить словом «впервые»: открыл в опере лирико-драматический жанр, стал автором классической драмы, классического симфонического балета.
Будучи юристом, работая в Министерстве юстиции, он начал обучаться в Петербургской консерватории, в основном, у А. Рубинштейна. Закончив в 1865 г. обучение с золотой медалью, он становится профессором Московской консерватории, где преподает до 1878 года. Он активно занимается творчеством, пишет произведения: 1-ю симфонию «Зимние грёзы» (1866), на сюжеты Шекспира увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» (1869), фантазию «Франческа да Римини» (1876), «Вариацию на темы рококо» (1876), оперу «Черевички» (1885).
Уйдя из консерватории, Чайковский путешествует по Швейцарии и Италии, создает шесть симфоний (1866–1893), оперы «Евгений Онегин» (1878), «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), а также – «Итальянское каприччио» (1880), «Торжественную увертюру «1812». На протяжении всей жизни он пишет произведения для рояля: «Пятьдесят русских народных песен…» (1868–1869), альбом фортепианных пьес «Времена года» (1875–1878) и другие, более ста пьес и столько же романсов, среди которых – «Хотел бы в единое слово», «То было раннею весной», «Средь шумного бала», «День ли царит», «Растворил я окно» и другие.
Избирается директором Московского отделения Российского музыкального общества, Института Франции, почётным доктором Кембриджского университета. В последние годы жизни создает ряд шедевров, среди которых оперы «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891), балеты «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892), шестую «Патетическую» симфонию (1893).
Имя великого музыкального реформатора носят сегодня театры и оркестры. В 1958 году учрежден Международный конкурс музыкантов его имени, который проходит в Москве раз в четыре года. Огромная сила воздействия музыки Чайковского – в её мелодическом богатстве и выразительности, в выражении всех чувств человеческой души.
Нет комментариев