Однородность асфальтобетонной смеси (АБС) характеризуется тем, насколько равномерно зерна наполнителя разного размера распределены в составе материала. Другими словами, асфальт можно назвать однородным в том случае, если в любой случайно взятой пробе будет постоянное соотношение разных фракций щебня, песка, битума и минерального порошка.
Это важное технологическое свойство, от которого напрямую зависит качество готового покрытия. Давайте представим, что мы асфальтируем дорогу неоднородной смесью. Тогда на ней появятся участки с преобладанием какого-то одного компонента – например, песка или крупного щебня. Их физико-механические свойства (плотность, прочность, водостойкость и другие) довольно сильно отличаются. На стыке таких участков пойдут трещины, и покрытие быстро придет в негодность.
В ходе хранения и транспортировки АБС теряет однородность из-за явления сегрегации (разделения).
В соответствии с видами сегрегации, неоднородность может быть:
- Фракционной
- Температурной
Подробнее о сегрегации, ее причинах и способах борьбы с ней можно прочитать в нашей статье Сегрегируемость асфальта.
В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:
- К каким дефектам дорожного покрытия может привести укладка неоднородной смеси
- Как поддерживается однородность смеси на разных этапах производства и транспортировки асфальта
- Какие существуют методы оценки однородности АБС
Давайте остановимся на каждом из них подробнее.
Дефекты асфальта, вызванные неоднородностью смеси
Асфальт – это довольно требовательный строительный материал, свойства которого могут измениться из-за небольших изменений в составе или нарушений технологии производства. Иногда по одному виду уложенного покрытия можно понять, что и на каком этапе пошло не так.
Например, использование неоднородной смеси приводит к следующим дефектам:
- Короткие и длинные поверхностные волны
- Неоднородность текстуры
- Неровность покрытия
- Сегрегация смеси
Ниже мы рассмотрим их подробнее.
Поверхностные волны
Этот дефект проявляется в виде волнообразных неровностей на поверхности асфальта. Они могут быть длинными и короткими. Промежутки между короткими волнами, как правило, составляют от 45 до 60 см (иногда – от 30 до 90 см). Длинные находятся на большем расстоянии друг от друга. Такая деформация обычно появляется на этапе разравнивания и предварительного уплотнения асфальта выглаживающей плитой асфальтоукладчика.
Причиной такого дефекта могут быть:
- Неравномерная подача смеси в шнековую камеру асфальтоукладчика
- Изношенность шарнирных сочленений выглаживающей плиты асфальтоукладчика
- Неправильный монтаж или настройка датчика автоматического контроля за продольным уклоном
- Несогласованность действий между асфальтоукладчиком и самосвалом, выгружающим смесь
- Нерациональный подбор состава смеси или нарушение технологии производства (слишком высокая температура, наличие влаги)
- Неоднородность жесткости смеси вследствие температурной или фракционной сегрегации
Остановимся на последнем пункте. Как мы уже отмечали, неоднородность смеси приводит к появлению в ее составе участков с разными свойствами. Одни из них легко поддаются уплотнению под относительно легкой плитой, а другие – наоборот, сильно сопротивляются. В результате выглаживающая плита то опускается, то приподнимается под давлением более жесткого материала, и на поверхности образуются волны.
Неоднородность текстуры
Ее можно заметить на глаз, а еще проще – на ощупь. Она проявляется в виде небольших неровностей на поверхности асфальта – например, выступающих крупных зерен щебня.
Дефекты текстуры появляются на этапе разравнивания и уплотнения асфальта.
Продолжение читайте на нашем сайте:
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев