Первоначально это были тёмные (красные, чёрные, серые) узоры по светлой ткани, которые назывались «выбойка» потому что при изготовлении краска вбивалась в ткань. Для этого на толстой деревянной доске создавался узор, затем доска смачивалась краской, превращаясь в печатную форму - штамп (манеру), после чего она накладывалась на ткань и её простукивали деревянным молотком - вбивали рисунок в ткань.
Старинная русская выбойка выполнялась масляной краской, сваренной на олифе, по льняным и реже шерстяным тканям с добавлением каких-то очень простых красителей как, например, сажа. В начале 17 века слово « выбойка» стало исчезать, замещаться на «набойка» и связано это было с тем, что ткани стали красить как бы наоборот: теми же самыми досками - манерами на ткань наносился узор, но вместо краски использовали состав, который предохранял ткань от окрашивания - «вапа». А затем ткань, с нанесённым узором погружали в краску, проваривали и прополаскивали. Фон окрашивался в красные, коричневые или чаще всего – синие цвета, а место с нанесённым узором оставалось белым. «Кубовой» же набойку стали называть ещё позднее, по той причине, что ткани стали окрашивать в специальных чанах, ёмкостях, которые были в форме куба. И ещё позднее слово «куб» стали применять в набойке как вид рецепта для окраски - например, «купоросный куб» - по виду применяемых в крашении веществ.
С 18 века помимо простой кубовой бело-синей набойки в России была очень любима набойка масляная. Именно она по своему способу нанесения осталась «выбойкой», но отдельно, как самостоятельный вид окраски тканей уже не применялась - только вместе с обычной кубовой набойкой. Обычно масляная краска была оранжевого цвета. И намного реже – жёлтого. Нанесение масляного рисунка у синильщиков стало носить название «Оживка» из-за того, что с дополнительными цветами ткань становилась живой и была яркой, играла.
Но самое удивительное, что русские деловые люди, фабриканты, наладившие большое производство своих тканей, называли ручную, деревенскую набойку «фальшивая». Однако именно эта, «фальшивая» набойка и принимается нами сейчас как «та самая» исконно русская, традиционная набойка. Фабричные набивные ткани были тонки и достаточно дороги, а вот работа синильщиков (мастеров, красящих ткани на дому) была дешева за счёт того, что каждая женщина, соткавшая холст, могла заказать у синильщика только покраску, причём с тем рисунком, что был ей по душе. Существовали целые артели и семьи синильщиков, которые жили тем, что ходили по соседним городам и сёлам, собирая заказы. На некоторых тканях даже сохранились метки набойщиков с изнаночной стороны – кому изготавливалась ткань, в какой дом. Очень редко, но набойку делали так же и по уже сшитому в сарафан или юбку полотну (фото слева).
А теперь попробуйте угадать, в каком районе средней полосы России к 18 веку были самые большие синильные артели? В селе Иваново Владимирской губернии. Екатерина II в своё время издала указ о свободе производства и содействии ткацкому и набоечному делу в этом селе. И к концу века там было уже семнадцать набоечных изб, которые работали как на покупном холсте – красили ткани на продажу, так и делали набойку на заказ. Но набойное ремесло было не только тут у нас - набойка была распространена в Тверской, Ярославской, Московской, Костромской губерниях. Там, где не было своих синильщиков, были мастера, приезжавшие из соседних областей на ярмарки.
Сейчас набоечное ручное ремесло в России возрождается, прикоснуться к нему – всё равно, что найти в книге самую красивую картинку.
Текст Фазылова Юлия
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев