ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ. ПРОСТО, ЕМКО, ИНФОРМАТИВНО.
Данная методика универсальна и проста в применении.
Данная методика может быть использована как в терапевтических, так и в диагностических целях. Без ограничений по возрасту/полу/состоянию клиента и т.д.
Область применения данной методики - многостороннее исследование личности клиента.
Ход работы с данной методикой крайне прост и не требует какого-либо дополнительного стимульного материала: только продукт воображения клиента и фантазия терапевта.
Клиенту предлагается вводное задание:
"Представьте, что Вы - это картина, произведение искусства. Расскажите про это полотно."
Далее, в зависимости от целей использования методики, клиенту предлагается работа в свободном формате (рассказ) или же работа с дополнительными вспомогательными вопросами терапевта.
Терапия.
В терапевтических целях данная методика может быть полезна для самопознания клиента, получения информации о себе, последующей работы с полученной информацией, рефлексии и получения инсайта.
В данном случае, интерпретация рассказа клиента терапевтом не выполняется. Однако терапевт может дать клиенту обратную связь о том как он воспринимает и чувствует ситуацию.
Диагностика.
Данная методика может использоваться в диагностических целях:
диагностика эмоционального состояния клиента;
исследование особенностей восприятия клиентом самого-себя, отношений с собой;
выявление особенностей отношений с окружающими;
отношение к жизненной ситуации в целом
и др.
Еще один плюс данной методики в том, что раскрывающие вопросы могут быть абсолютно любыми и зависят лишь от работы фантазии терапевта.
В качестве примера диагностической работы предлагаю использование вопросов типа:
(Представьте, что Вы - это картина...)
Что изображено на картине?
Какие цвета преобладают на картине?
Какие материалы были использованы в работе над ней?
Когда/ как давно была написана картина, сколько ей лет?
В какой стране/ в каком городе/ в каком месте размещена эта картина?
Кто любуется этой картиной?
Какие чувства возникают у тех, кто смотрит на нее?
Кто является автором этой картины?
С каким настроением / чувствами / эмоциями автор писал эту картину?
Что хотел передать художник, написавший эту картину?
(Теперь Вы - это снова Вы (имя клиента). И Вы смотрите на картину, которую только что описали.)
Какие чувства у Вас вызывает эта картина?
Хотели бы Вы что-то в ней изменить / Дополнить/ Перевесить?
и др.
Вопросы 1, 2, 3, 4, 5 направлены на изучение эмоционального состояния клиента;
Вопросы 6, 7 - отношения с окружающими;
Вопросы 8, 9, 10*, 11 - восприятие самого-себя.
Вопрос 12 передает отношение к жизненной ситуации.
*в работе с детьми и подростками в.8, 9, 10 могут отражать особенности отношений с родителями/ учителями / другими значимыми взрослыми.
В завершении работы клиент делится ощущениями от выполнения задания, получает обратную связь и/или интерпретацию от терапевта. В зависимости от полученных результатов /ощущений клиента, возможно составление плана дальнейшей работы по коррекции некоторых аспектов бытия клиента.
Методика удивительно мощная в работе! Её характеризует сочетание простоты в применении, универсальности, ёмкости и информативности. Способствует комфортному самораскрытию клиента. При этом, методика является экологичной и безопасной для клиента.
Яковлева А.С.,Б17
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев