» и шли в рейсы.
(К 50-летнему юбилею автобазы треста «Нижнеангарсктрансстрой»)
Автобаза треста «Нижнеангарсктрансстрой» была основана по приказу Министерства транспортного строительства от 7 марта 1975 года с дислокацией на станции Таловка Прибайкальского района с последующей передислокацией в Северобайкальск. С 13 марта начался прием имеющихся в других подразделениях треста машин в автобазу. Многие водители уже были оформлены в штат СМП-572, при создании нового автомобильного предприятия они все были переведены в автобазу. Сарафанное радио быстро разнесло известие о приеме водителей в бамовскую организацию и водители со всех прибайкальских поселков и сел съехались в Таловку. Очень скоро автобаза имела уже 117 автомашин, численность работающих составляла 150 человек. Перед коллективом стояли конкретные задачи:
1.Обеспечить бесперебойную выгрузку грузов поступающих по железной дороге на станцию Таловка.
2.Завезти максимальное количество народнохозяйственных грузов по ледовой дороге через Байкал для строителей СМП-575 в Северобайкальск.
3.Обеспечить доставку грузов для строителей СМП-572 в Новый Уоян при отсутствии каких либо автомобильных дорог.
4.Оказать шефскую помощь по доставке десанта ТО- 11 на Северомуйский тоннель и максимальную помощь в доставке строительных материалов, оборудования и ГСМ.
Для обеспечения поездов были созданы 3 автоколонны. Автоколонна №1 обслуживала СМП-575, автоколонна №2 –СМП-572 и автоколонна №3 занималась доставкой грузов со станции Таловка.
В феврале 1975 года несколько водителей во главе с первым начальником автобазы НАТС В.П.Слоневским первыми проложили ледовую трассу по Байкалу, после чего начались интенсивные ледовые перевозки.
Из книги воспоминаний Б.Балбарова «Магистраль нашей молодости»: «Водительский коллектив, сформированный из прибайкальских ребят, знающих крутой нрав Байкала, смело и со знанием дела взялся за работу. Первопроходцы знали одно слово «Надо!» и шли в рейсы. Наспех перекусывали у таежного костра, иногда прямо на льду разжигая костер. Не высыпаясь, грязные, чумазые, с воспаленными от яркого байкальского льда и бессоницы глазами, кабанские и баргузинские ребята смело шли вперед. За первую зиму они доставили не только строительные грузы, но и негабаритную технику: экскаваторы, бульдозеры, трелёвщики, подъемные краны, вес и габарит которых превышал все нормативы для ледовой дороги и зимников». Благодаря мужеству шоферов автобазы К.Новолодского, А.Родионова, Н.Белогуба, Б.Вылкова, Н.Сердитова, Н.Фролова, О.Терникова, Б.Аношина, А.Устенко, Н.Кокоулина, Н.Касьянова, А.Ладыгина, А.Наргизяна и многих других строительные поезда получили нужные строительные материалы и технику.
В летнее время машины с грузом отправлялись по Байкалу на буксирах и баржах, ускоренными темпами построенных на Улан-Удэнском судостроительном заводе.
И все же основной наземной трассой доставки грузов была автодорога Таловка –Тазы - Уоян.
Из воспоминаний Константина Ивановича Новолодского, водителя автобазы НАТС: «Пока строилась дорога Тазы-Уоян, пока не было ледовой дороги, мы груза возили из Таловки до Улюнхана. А там всё перегружалось в вертолет и доставлялось в Уоян или в Северомуйск. За день вертолет совершал несколько рейсов в бамовские поселки». Налёт вертолёта за 1 час стоил 600 рублей, очень дорого, поэтому чтоб сократить расходы, было приложено много сил и труда по быстрейшему освоению трассы Тазы-Уоян. Пробиваться нужно было по глухой и нехоженой тайге, по крутым сбросам сопок и скальным обрывам, через болота и вечную мерзлоту. Такая, можно сказать, адская работа предстояла бамовцам.
Анатолий Кошкин, комиссар Ленинградского комсомольского отряда , работавший снабженцем и не раз проехавший по этой «дороге жизни» писал: «Четыре подъема и четыре ошеломляющих спуска с серпантинами. «Тёщин язык» - это тяжелейший разворот на подъёме. По речкам, потому что хоть и по сплошной воде, но по каменистому дну, относительно мелкому и гладкому камню. Дорогу по речкам водители называли «стиральной доской». Скорость движения на некоторых участках составляла от 5 до 6 км/ч. Частые обвалы скал, камнепады преграждали путь. Приходилось очищать дорогу от камней, а зимой были такие наледи, что машины просто проваливались по кузов». Ветераны автобазы вспоминают те героические времена: поднимается одна машина на перевал, другая ждет внизу, когда первая пойдет до вершины, ждет в стороне ту, что внизу. Как только поднимется нижняя машина, первая начинает спуск и ждет внизу. Так они страховали друг друга на подъеме и на спуске. Многие ходили и в одиночку и это всегда был риск. Тем не менее автодорога Тазы-Уоян в 700 км нужна была БАМу, она сократила расстояние 2800 км в круговую вокруг Байкала в 4 раза.
Из воспоминаний Меньшикова Владимира Георгиевича: «Окончив курсы переподготовки водителей для работы на импортной технике, я получил бортовой Магирус. Возил продукты, сахар, муку, крупы с Таловки по дороге Тазы-Уоян. Дорога только строилась, её практически не было. Но мы ездили. Вспоминается такой случай. С трудом прошли по речке Срамная, валуны, прижимы, дошли до реки Катера. Моста не было, нужно идти вброд. Дело было в ноябре, на речке был тонкий лёд. На берегу для этого случая стоял бульдозер, тракторист в это время отсутствовал. Тогда один из наших водителей Коновалов Николай завёл бульдозер и пошел по реке ломать и расталкивать лёд по сторонам. На нашей стороне подцепляли автомобиль, и прицепом бульдозер тащил его за собой. На дне валуны, об автомашину бьются льдины, а мы едем. Раз! И мы на той стороне!»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев