образования за семь
шагов?
Идея о том, что
государство может быть
заинтересовано в
снижении качества
образования не
является новой. Тем не
менее, в "теорию
заговора" поверить
всегда труднее, чем в
простую человеческую
глупость. В данной
статье предлагается
проверить
правдоподобность
гипотезы управляемого
снижения качества
образования при
помощи методики,
придуманной братьями
Стругацкими.
Лирически-
методологическое
предисловие
Когда-то меня до
глубины души тронула
книга братьев
Стругацких «Волны гасят
ветер». На описанной в
книге Земле будущего
было такая профессия –
прогрессор. Прогрессоры
внедрялись в другие
менее развитые, чем
Земля цивилизации и
исподволь направляли
общество к прогрессу в
нужном направлении. И
вот однажды некого
прогрессора пронзила
мысль: а что если на
Земле тоже действуют
законспирированные
прогресоры более
высокоразвитых
цивилизаций? Надо их
обнаружить! Но как?
Автор идеи предложил
трех-шаговую методику
выявления
инопланетных
прогрессоров. Во-
первых, предположим и
допустим, что они
действительно
существуют. Во-вторых,
зная их цели, попробуем
спрогнозировать, что
они должны делать (что
бы мы делали на их
месте). В-третьих, будем
искать совпадения
между нашим прогнозом
и реальными событиями
на Земле. А далее в книге
описывается история
применения этой
методики, благодаря
которой шайка
законспирированных
прогрессоров была
вскрыта и обезврежена.
Предлагаю
воспользоваться
методологией
Стругацких
применительно к системе
образования.
Предположим, на
постсоветском
пространстве действует
банда регрессоров,
задача которых –
развалить сложившуюся
при СССР систему
образования. Подумаем,
что для этого надо было
бы сделать и будем
искать совпадения в
реальной жизни. В
данном случае я
выступлю в роли
гипотетического
регрессора и разработаю
краткую диверсионную
план-программу развала
системы образования. А
Вы, уважаемые
читатели, сами ищите
совпадения в реальной
жизни и делайте
выводы.
Итак, моя программа
разрушения системы
образования (на
примере высшего
образования)
получилась из 7 пунктов.
1. Снижение творческой
мотивации педагогов
Общая идея. Как учил
товарищ Сталин, «кадры
решают все». Проблемы
в том, что педагоги
высшей школы – кадры
еще те. В своей массе в
ВУЗах работают
самомотивированные
личности, которые
делают свое дело
хорошо не за зарплату и
не из страха наказания, а
потому что им это
интересно и потому, что
они считают, что это
важно и нужно. Как
снизить рабочую и
творческую мотивацию
этих гвоздей людей? Их
нужно унизить. Унизить
так, чтобы возникла
жесткая обида на
систему, которой они
служат. Обостренно
чувство справедливости,
обычно присущее
самомотивированным
людям, в данном случае
сделает свое чёрное
дело – они не смогут по-
прежнему служить
системе, которая их
незаслуженно унизила.
Конкретные действия.
Показателем
социального статуса
человека в обществе и
индикатором меры
оценки обществом
ценности труда и заслуг
человека является его
зарплата (доход). Надо
чтобы у профессоров и
доцентов зарплаты были
на уровне грузчиков,
кассиров и уборщиц. Во-
первых, это снизит статус
педагога в глазах
общества. Во-вторых,
это унизит педагогов и
породит обиду на
систему. При этом очень
важно довести ситуация
именно до абсурда —
чтобы профессора/
доктора получали
меньше уборщицы.
Подобная
иррациональная
ситуация вводит разум
человека в состояние
аффекта.
Дополнительно в ВУЗах
следует создавать
иррациональные и
унизительные
дефициты: бумаги,
туалетной бумаги,
учебников, порошка для
принтера, самих
принтеров и т.п.
Достойный рыцарь не
служит господину-
идиоту, а уважающий
себя профессор не
сможет с полной отдачей
служить ВУЗ-придурку.
2. Подрыв авторитета
педагогов
Общая идея. Реализуя
пункт 1, мы убиваем
сразу несколько зайцев.
Поскольку богатство
является показателем
социального статуса
человека, студенты в
основной массе будут
презрительно
относиться к
преподавателям-
нищебродам, считая их
лохами и неудачниками.
При таком отношении
процесс передачи знаний
приобретает
эффективность близкую
к нулевой.
Конкретные действия.
Смотри пункт 1.
3. Бюрократизация
учебного процесса
Общая идея. Армейская
мудрость гласит: чтобы
солдату в голову не
приходили дурные
мыcли, он должен быть
постоянно занят; не
важно чем, главное –
занят. Чтобы в головы
педагогов не проникли
хорошие и умные мыли,
они тоже должны быть
постоянно заняты какой-
нибудь пустой и тупой
работой. Поскольку
красить траву в среде
преподавателей как-то
не принято, нужно
изобрести аналог
«покраски травы» для
профессуры.
Конкретные действия.
Аналогом «покраски
травы» в ВУЗах может
быть заполнение
бесчисленных и никому
не нужных бумаг и
отчетов. Каждый год
надо менять формы
основных документов,
чтобы всю
документацию надо
было переделывать
заново. Но педагоги
(особенно советской
закалки) – люди
вредные, упертые и
стойкие. Даже в
бессмысленном деле они
запросто могут найти
творческую
составляющую. Чтобы
исключить эту
возможность
необходимо в
документооборот ввести
элемент авральности:
около 30% всех бумаг
следует требовать
предоставить срочно и с-
сегодня-на-завтра.
4. Либерализация
учебного процесса
Общая идея. Обучение
человека чему-то новому
в большинстве случаев
вызывает
сопротивления. Поэтому
насилие есть
неотъемлемый элемент
любого эффективного
образовательного
процесса. Отсутствие
насилия резко снижает
эффективность
обучения. Давайте
вспомним старые
фильмы с Брюсом Ли и
Ван Даммом или учителя
«Белый лотос» из
кинофильма-гротеска
«Убить Билла 2».
Помните, как там
учителя учили своих
учеников? Результата
был – ого-го! Для
снижения качества
образования
необходимо
максимально
либерализовать
учебный процесс.
Человек — существо
ленивое (студент – в
особенности), поэтому
студенту, вырвавшемуся
из под контроля школы
и родителей и не
попавшему в другую
систему контроля, будет
явно не до учебы.
Конкретные действия.
Свободное (пусть не de
jure, но de facto)
посещение лекций,
выбор студентами
педагогов,
неограниченное
количество пересдач
экзаменов и зачетов,
минимальное отчисление
(в идеале – вообще
избавиться от явления
отчисления) студентов.
Побольше капустников,
КВНов, конкурсов
красоты и т.п.
5. Разрушение
интеллектуальной
атмосферы
Общая идея. В ВУЗе
лекции и семинары – это
не главное. Главное – это
создание
образовательного поля.
Именно поэтому
западные ВУЗ охотятся за
нобелевскими
лауреатами и известным
учеными и готовы
платить им килобаксы
просто за факт
присутствия. Почему
учёные любят ездить на
конференции и
симпозиумы (на
которых, по правде
говоря, больше
«тусуются» и
«выпивают», чем
обсуждают научные
проблемы)? Да потому,
что они там становятся
умнее! Сотня светлых
голов в одном месте
создает уникальное
«поле ума»; попавшие в
это поле люди умнеют на
глазах и рождают
хорошие идеи. Однако
это интеллектуальное
поле легко разрушается
под действием
низкоуровневых
вибраций. Достаточно
ввести в это поле
десяток идиотов и пиши
«пропало» – поля
больше нет. Если
идиотов будет больше,
то они уже начинают
создавать свое поле
идиотства, в котором
люди глупеют.
Конкретные действия.
Необходимо устранить
заслоны,
препятствующие приему
в ВУЗы идиотов,
бескультурных,
агрессивных личностей.
Для этого необходимо:
— лишить педагогов
ВУЗов права отбирать
студентов
самостоятельно,
— сделать прием в ВУЗы
безличным
(элементарный фейс-
контроль легко
выявляет
вышеуказанные
патологические типы),
— снизить порог
поступления до уровня
двоечника (для этого
надо увеличить набор
студентов).
Чтобы повышение
количества обучаемых
не потребовало
дополнительных
бюджетных средств,
делаем следующее:
излишки студентов
должны сами
оплачивать свое
обучения, количество
преподавателей не
увеличивать, увеличить
нагрузку каждому
педагогу (это поможет
реализации пунктов 1 и
3 программы).
Увеличение количества
студентов,
приходящихся на одного
педагога, выгодно еще и
потому, что
обезличивает учебный
процесс, превращая его
в потогонный конвейер.
6. Подбор руководящих
кадров
Общая идея. На высшие
руководящие
должности в системе
образования
необходимо расставить
людей, не
соответствующих этим
должностям. При
правильном подборе и
расстановке кадров
скорый развал системы
гарантирован.
Конкретные действия.
Кого следует назначать
на высшие руководящие
должности в системе
образования? Во-
первых, людей, которые
не пользуются
авторитетом и
уважением в среде своих
коллег. Во-вторых,
«крепких
хозяйственников», но не
мыслителей, которые в
состоянии сформировать
целостное
представление о
сложных системах. В-
третьих, людей серых, не
имеющих талантов и
достижений; в этом
случае они будут
понимать, что целиком и
полностью обязаны
своему покровителю и
будут идеально
повиноваться и хранить
тайну.
Для дестабилизации
системы образования
особенно ценными
являются следующие
психологические типы:
тупые, амбициозные,
гиперактивные,
агрессивные, трусливые,
соглашатели, алчные.
7. Маскировка
Общая идея. Чтобы
программа разрушения
образования не
встретила
сопротивление
общественности, ее
необходимо
замаскировать. Врать
надо по-крупному.
Социальная психология
утверждает: чем
чудовищнее обман – тем
легче в него поверят.
Люди склонны думать,
что их могут обмануть
плохие люди (враги)
исподтишка и по
мелочам, но мало кто
готов поверить, что их
обманывают хорошие
люди (свои), внаглую и
по-крупному.
Конкретные действия.
Во-первых, в СМИ
необходимо создавать
непрерывный
информационный шум о
модернизации,
инновации, болонизации
и т.п. Для этого можно
успехи отдельных
личностей (победы на
олимпиадах, конкурсах и
т.п.) выдавать за успехи
системы в целом. Во-
вторых, необходимо
отвлекать внимание
общественности на
второстепенные
вопросы. Для этого
периодически следует
затеивать
бессмысленные
реформы: менять 5-
бальную систему оценок
на 10- или 20-бальную,
менять количество лет
обучение то с 4 на 5, то с
5 на 4; сначала вводить,
а потом отменять
баклавариат,
магистратуру,
профильное обучение и
т.п.; предлагать
сокращать или удлинять
(недовольные в любом
случае найдутся) летние
каникулы и т.п. Пусть в
борьбе против
второстепенных
нововведений активная
часть педагогов
утилизирует и распыляет
свою протестную
энергию.
Замечания к программе
Данная программа
рассчитана на 5-10 лет.
После этого срока
начинают действовать
механизмы
положительной
обратной связи (когда
выпускники ВУЗов сами
идут преподавать в
школы и ВУЗы, писать
учебники и т.п.). После
этого деградация
образовательной
системы приобретает
необратимый и
самоподдерживающийс
я характер. Вот
собственно и все. Как
видите – ничего
сложного.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев