Всё началось с крещения Руси. Христианское милосердие ставилось во главу угла: нищие и немощные были «сынами божьими», и по нормам христианской морали такому человеку надо было помочь монетой или куском хлеба. Благодаря этому постепенно, год за годом, столетие за столетием, на улицах крупных поселений стали появляться орды как настоящих немощных, так и хитрых симулянтов.
Определить кто есть кто, не представлялось возможным. Чтобы попасть на службу в церковь, нужно было преодолеть «полосу препятствий», состоявшую из молящих, просящих, рыдающих, безумно хохочущих, сирых, убогих, калек и погорельцев всех мастей. К прихожанину протягивали руки, хватали за полу кафтана, норовили заглянуть в лицо страдальческим взором. Цель была одна — получить хоть какое-то подаяние.
Со временем нищенство приняло такой размах, что обратило на себя внимание властей. Первым за побирушек взялся царь Федор Алексеевич, но его указ откровенно саботировался, и на папертях городских церквей всё оставалось как прежде.
Вторым был Петр I, и вот он-то взялся за искоренение нищенства всерьез. Один за другим стали появляться царские указы, перекрывавшие нищим «кислород». Сначала государь повелел рассортировать побирушек, то есть отделить действительно нуждающихся от здоровых паразитов, которые били баклуши. Принцип был простой: если ты старик, или того паче, калека — отправляйся в государевы богадельни, содержание которых вменили Монастырскому приказу. А если здоровый лоб с целыми руками и ногами — то добро пожаловать на мануфактуры и прочие государственные объекты.
Нет комментариев