Не все поселенцы располагались в стенах крепости. Многие расселялись в долинах речек, образовывая маленькие деревеньки, которые русские называли «ранчами» (от испанского «ранчо»).
В 1825 году в крепости Росс помимо завезённых алеутов и местных индейцев проживало 50 служащих Российско-Американской компании, из них 12 человек занимались сельским хозяйством. В 1828 году население колонии составляло 60 русских, 80 алеутов и 80 местных индейцев. К 1836 году население незначительно возросло до 260 человек, большая часть которых жила на берегах реки Славянки.
Население было многонациональным: здесь жили русские (в разное время от 50 до 100 человек), привезённые из Аляски алеуты (50—125 человек), креолы (до 1/3 всего населения), индейцы соседних племён, якуты, финны, шведы и даже полинезийцы. Многие индейцы и алеуты были крещены и хорошо владели русским языком.
Русское население было представлено в основном мужчинами, подписавшими с Российско-Американской компанией семилетний контракт. Русских женщин в колонии практически не было, поэтому особенно были распространены смешанные браки. В 1825 году составлялся план покупки для Росса 25 семей крепостных, которым была бы по прибытии в Америку дана свобода. Он, однако, был отвергнут министром иностранных дел Карлом Нессельроде.
Всё время своего существования колония была убыточной для Российско-Американской компании. К середине 1820-х годов местная популяция морской выдры сильно сократилась, на промысел зверя в калифорнийских водах местные власти шли неохотно. Сельское хозяйство в прибрежной зоне страдало от климатических условий, а вглубь континента компания продвигаться не решалась. В 1830-х годах русские продвинулись на юг от Росса, создав три фермы-«ранчи» (село Костромитиновское, ранча Черных, ранча Хлебниковские равнины), увеличив сельскохозяйственное производство, которое, однако, по-прежнему не покрывало расходов на содержание колонии. После соглашения Российско-Американской компании и Компании Гудзонова залива о регулярном снабжении последней русских колоний продовольствием по твёрдым ценам надобность в поставках продовольствия из поселения Росс и мексиканской Калифорнии отпала.
В 1839 году Российско-Американская компания приняла решение оставить крепость Росс и продать её. Компания Гудзонова залива не заинтересовалась предложенной ей сделкой. Правительство Мексики, продолжавшее считать землю под Россом своей, не пожелало платить за неё, ожидая, что русские забросят колонию. Наконец, в 1841 году крепость Росс была продана американскому предпринимателю Джону Саттеру, основателю поселения Новая Гельвеция, владевшему почти 200 км² земли в её окрестностях, за 42 857 руб. серебром. В счёт оплаты Саттер поставлял на Аляску пшеницу, но, по свидетельству П. Головина, так и недоплатил почти 37,5 тыс. руб.
После Американо-мексиканской войны 1846-1848 годов Калифорния вместе с Форт-Росс, находящимся на ее территории, перешла к США. В 1906 году штат Калифорния приобрел у Саттера территорию крепости и занялся сохранением ее истории. В 1962 году на территории бывшей колонии создан Государственный исторический парк Форт-Росс.
Там восстановлены дом Кускова, дом последнего правителя Форт-Росса Александра Ротчева, часовня Святой Троицы, проходят фестивали русской музыки и народного искусства, театрализованные представления.
Комментарии 1