Как в СССР создавали «идеальную женщину»: пропорции и секреты женских образов из плакатов
Если вы выросли в СССР, где на стенах висели красочные призывы, вы наверняка помните этот образ. Стройная, с румянцем и сияющими глазами, в косынке или каске, она одновременно улыбалась ребёнку, держала в руке винтовку и указывала вперёд - в светлое будущее. Была ли она реальной? Не совсем. Но что было точно - она была необходимой.
Самый известный женский образ — «Родина-мать зовёт!» — родился в мастерской художника Тоидзе. Его жена Тамара, услышав о начале войны, вбежала в комнату с криком «Война!». Муж остановил её взгляд, запомнил жест и создал символ. Только вот румянец, морщины и славянские черты он добавил сам. Чтобы не Тамара, а Родина.
В СССР образ «идеальной женщины» создавался централизованно — с методичками, цензурой и точными инструкциями. Румянец, косынка, правильная ширина бёдер — всё имело значение. Потому что через этих женщин государство говорило с миллионами. И хотело, чтобы все поняли одно и то же.
Секретная лаборатория красоты: кто и как создавал женский идеал Если вы думаете, что художники рисовали женщин как бог на душу положит — это не про СССР. Здесь даже щёки регулировались. Партийные методички чётко прописывали: ширина бёдер не более 1,2 ширины плеч, взгляд — в будущее, движения — энергичные. Красный, синий, белый, чёрный. Всё остальное — буржуазные излишества.
За тем, чтобы идеальная советская женщина выглядела как надо, следили редакторы «Госиздата», «Советского художника» и «Искусства». Именно они утверждали эскизы и возвращали художникам работы с припиской «слишком губастая», «убрать намёк на макияж», «заменить платье на рабочий халат».
А вот сюжеты часто брали из жизни.
Например, «Не болтай!» появилась так: редактор приложила палец к губам во время обсуждения макета, и художница Нина Ватолина мгновенно ухватила идею.
Женщины-художницы вроде Ватолиной и Шубиной часто сами придумывали образы. Но даже они действовали в рамках: изображать слишком женственное - нельзя, изображать усталость - тоже нельзя. Только бодрость, здоровье, оптимизм. Частый атрибут - румянец. Он был как государственная печать: «здоровая, социалистическая, правильная».
Почему женщина должна была быть всем сразу Работать как мужчина. Быть матерью нескольких детей. При этом - гладить, готовить и улыбаться. Добро пожаловать в мир советской женщины.
СССР продвигал двойной стандарт, но делал это с поэтикой. Женщинам говорили: вы равны. Но дома вас всё равно ждёт вторая смена. На плакатах это выглядело идеально. В жизни это называлось просто - хроническая усталость.
Особо трогателен был румянец. Его не просто рисовали - его регламентировали. Пунцовое пятно на щеках означало: эта женщина здорова, бодра, готова к труду. Красная косынка - не мода, а знак пролетарской сознательности. Макияж запрещён, но «здоровый цвет лица» обязателен.
Типаж приводили к среднерусскому типу, это касалось даже образов женщин из республик. Темноволосых превращали в блондинок, шали в платки.
А ещё было важно материнство - ведь воевать и строить планировалось постоянно. Значит нужны все новые и новые люди.
После запрета абортов в 1936 появились новые лозунги: «Трое - это счастье!» и «Я чуть не сделала аборт…». И снова та же женщина: румяная, добрая, идеальная. Она всё поймёт. И родит.
Работала ли пропаганда Работала. И еще как. В 1923 году женщин в промышленности было меньше полумиллиона. К 1932 - уже более 6 миллионов. Они шли на заводы, в поля, в школы.
Помню свою бабушку - она идеальный представитель этого поколения. Родилась в 1930 году и росла в окружении плакатов. Жизнь ее представляла сплошные жертвы. В детстве была талантливой спортсменкой (брала "золото" по легкой атлетике в Москве) и балериной, ее звали продолжить карьеру в балете, который она обожала. Но она бросила всё - нянчилась с братьями и сестрами, как старшая сестра и шила одежду красноармейцам в Великую Отечественную.
После войны пошла на работу, к которой никакой склонности не питала - инженер-чертежник на военном заводе. Дома - идеальный порядок, красиво и чисто выстроенный быт. Следила за детьми, потом за внуками.
Прожила хорошую жизнь, все ее вспоминают добрым словом. Для себя в жизни не получила ничего, отдала всё. Это прекрасный пример - и для государства, и для семьи. Но, будем откровенны - как много из нас согласятся на такую жизнь для себя?
Но был и второй слой. Комплексы. Обычные женщины, глядя на румяных «ударниц», чувствовали себя «не такими». Уставшими, неидеальными, «недостойными» медалей. Кто-то стеснялся фигуры. Кто-то - своего отражения в зеркале после 12 часов смены и ночной стирки.
Сейчас аналогичный эффект называют болезнью от соцсетей. Она сильнее всего бьет именно по женщинам. Когда люди смотрят на отфотошопленные картинки своих знакомых и звезд, какой у тех классный стиль жизни. А потом страдают, что у них не так.
Тем не менее, эти образы запали в культуру глубоко. Идеал сработал.
Реальные женщины за образами на плакатах За плакатами стояли не вымышленные персонажи, а вполне реальные женщины.
Тамара Тоидзе — жена художника, стала прообразом «Родины-матери».
Только художник «состарил» её на плакате и добавил славянских черт.
Паша (Прасковья) Ангелина (это фамилия) - первая трактористка-ударница, ставшая живой ходячей иконой. Ее образ вы увидите на многих плакатах ударниц.
Можете посмотреть еще раз плакаты выше - там где женщины-работницы, образ был срисован с Ангелиной.
Паша Ангелина
Валентина Хетагурова — вдохновительница освоения Дальнего Востока. На её призыв откликнулось 11 тысяч комсомолок.
Валентина Хетагурова
Художницы вроде Шубиной создавали даже санитарные инструкции, в которых за красочным рисунком прятались пиктограммы вроде: «Кипятить бельё 15 минут». Да, читали не все, но хоть кто-то замечал.
А ещё были курьёзы. Губы на плакате «Женщина — на паровоз!» пришлось перекрасить: слишком ярко.
В Узбекистане лица местных женщин «обрусевали» ради «единства». А в ЦПКиО скульптуру «Девушка с веслом» убрали с глаз долой - слишком откровенно.
Как нарисовать правильную женщину: инструкции для художников Пропорции тела: стройная, но без перебора
В официальных «Методических указаниях по оформлению агитационных материалов» отдельно выделялся раздел про человеческую фигуру. Женщина должна была быть подтянутой, с чётко заданной анатомией:
Голова — 1/8 роста. Бёдра — не шире чем в 1,2 раза плеч. Руки в движении — занимают не менее трети формата.
Поза — энергичная. Лучше шаг вперёд, чем мечтательная стойка. Все эти цифры не были случайны — за ними стоял расчет на визуальное восприятие. Такая женщина воспринималась как «здоровая, бодрая и уверенная».
Запрещённые элементы:
Глубокое декольте. Украшения - только символические. Каблуки нежелательны. Косынка и сапоги желательны.
Жесты и позы: говорит телом Плакатная женщина не молчит. Она говорит всем телом:
Поднятая рука - призыв к действию.
Крепкая стойка, никакой манерности.
Лицо: ни одной лишней эмоции.
Советская пропаганда создала сложный, противоречивый, но устойчивый образ женщины. В ней сливались идеалы труда, материнства, бодрости и дисциплины.
Эта женщина до сих пор смотрит на нас с плакатов. И что-то внутри откликается. Возможно, потому что мы и сегодня слышим те же интонации: будь сильной, красивой, успешной, но не жалуйся.
Вот только теперь вместо красной косынки — мотивационный постер в VK сториз. Но румянец всё такой же. Только тюбик косметики дороже.
В московском ЦПКиО скульптуру «Девушка с веслом» НЕ убрали за "слишком откровенно" . Убрали Первый вариант . Получилась грубовато , в немецком монументальном стиле . Еë Перенесли куда то на Украину . А Основная модификация скульптуры (на фото в статье) , более женственная , без купальника , была одобрена Сталиным , и стояла до осени 1941 г. Потом была повреждена немецкими бомбами , восстановлению не подлежала .
На плакат ведь можно посмотреть не только, как на политический призыв в определённом отрезке времени, но и как на произведение плакатного искусства - графическое изображение конкретных тем при помощи линии, цвета, динамики тел, движения, настроя... С художественной точки зрения плакаты прекрасны, и это уже история прошлых лет страны. Кому интересно, те её изучают по книгам, письмам, картинам и плакатам в том числе. - Всё нормально: посмотрели и узнали - к чему призывали, к чему стремились, как жили...
Во-от! - Теперь я убрала первую строчку и оставила то, что хотела написать изначально, что мне плакаты понравились - с точки зрения декоративно-прикладного творчества!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 7
.
Убрали Первый вариант .
Получилась грубовато ,
в немецком монументальном стиле .
Еë Перенесли куда то на Украину .
А Основная модификация скульптуры (на фото в статье) , более женственная , без купальника , была одобрена Сталиным ,
и стояла до осени 1941 г.
Потом была повреждена немецкими бомбами ,
восстановлению не подлежала .
- Посмотрела подборку данной публикации - понравилось, - сколько позитива и чего-то настоящего!
Плакат
"Родина-Мать Зовëт "
появился в 1940 году )))
Про это Не все Хотят Знать )))